14.01.2020 16:13
Общество

Автор праздничного приказа 1943 года жестко пресек головокружение от успехов

Приказ 1 мая 1943 года. №195. г. Москва
Текст:  Андрей Смирнов (кандидат исторических наук)
Родина - Спецвыпуск: Документы Победы. Приказ №120 (8059)
Автор праздничного приказа жестко пресек головокружение от успехов
Читать на сайте RG.RU

1 мая 1943 года - это почти середина войны.

Только что введенные погоны в Красной Армии носят еще в основном на старых, с отложным воротником, гимнастерках. Некоторые не успели получить и погон.

В официальном лексиконе еще нет слова "офицеры" - есть "командиры и политработники".

Идут "суровые дни Отечественной войны", и до победы еще очень далеко.

Главная правда

"Ничего, все как обычно, артиллерийская и пулеметная перестрелки, в воздух беспрерывно взлетают ослепительно яркие шары немецких ракет", - 1 мая пишет любимой с Южного фронта капитан Олег Казачковский1.

"Немец открыл кошмарный огонь из всех видов артиллерии", - записывает в дневнике воюющий на Западном фронте старший лейтенант Иван Масленников2.

Капитан 3 ранга Алексей Андронов в ночь на 1 мая погибает со своей подводной лодкой Щ-323, подорвавшейся на мине в ленинградском Морском канале.

Ион Деген: Вечером учил меня водитель, как правильно танцуют падеспань...

Старший сержант Юрий Пиляр встречает Первомай в немецком шталаге-319 близ польского города Хелм, где вместе с другими военнопленными поет "под дулами немецких пулеметов"3 "Марш танкистов"...

Враг потерял армию Паулюса под Сталинградом, был вынужден отойти с Северного Кавказа, со Ржевско-Вяземского и Демянского выступов. Однако не дал советским войскам выйти уже зимой к Днепру - остановив и отбросив их в Харьковском сражении 1943 года. Главная правда в приказе сказана: "Народам Советского Союза и их Красной Армии, равно как нашим союзникам и их армиям, что предстоит ещё суровая и тяжёлая борьба за полную победу над гитлеровскими извергами"!

Главные уроки

Тут не приходится разбрасываться ничьей помощью - и, в отличие от риторики послевоенных лет, Сталин (а то, что он не только подписал, но и написал приказ, выдает стилистика текста) с признательностью отзывается о "победоносных войсках наших союзников" и "доблестной англо-американской авиации".

"В военном деле, а тем более в такой войне, как современная война, нельзя стоять на месте. Остановиться в военном деле - значит отстать. А отсталых, как известно, бьют". Приказ замечателен тем, что вычленяет главное из того, чему надо учиться, главные слагаемые победы в бою Второй мировой.

Это, во-первых, умело организованное взаимодействие всех родов войск. Когда амбразуры дотов не закрывает грудью пехота, а подавляет сопровождающая ее "огнем и колесами" полковая артиллерия. Когда штурмовики прилетают помогать пехоте по вызову находящегося на переднем крае авианаводчика с рацией - а не после того, как просьба пехоты о помощи пройдет чуть не десяток инстанций, прежде чем доберется до полевого аэродрома. Когда танки не остаются беспомощными, оторвавшись от пехоты и не имея поддержки артиллерии...

Это, далее, оперативное управление войсками в бою. Для этого надо не только быстро принимать решения при изменении обстановки, но и как следует организовать работу связи.

Очень к месту и банальное, казалось бы, напоминание о том, что нельзя эффективно воевать без разведки. Невнимание к ней в Красной Армии было все еще слишком распространено...

Главный вывод

"Но в общем-то жить много веселей стало: гнем и ломаем их, сволочей!"4 - это относящееся к январю 43-го ощущение одного из персонажей Константина Симонова сквозит и в сталинском первомайском приказе. Пройдет всего несколько дней, и 12 мая около 150 тысяч немцев и 100 тысяч итальянцев "в районе Туниса" капитулируют так же, как капитулировали 2 февраля 91 545 немцев под Сталинградом...

Первомайский приказ Сталина проникнут убежденностью в том, что, при всех трудностях, тяжестях и потерях, начался коренной перелом в ходе Второй мировой войны.

Сталин справедливо подчеркивает то главное, что определяло положение Германии весной 1943-го: предпринимать наступления с решительными целями она уже не способна и должна думать только о том, как сдержать наступление противников и не дать своим войскам угодить в очередной "котел"...

Окончательно это станет видно осенью, после провала немецкого удара на Курской дуге и перехода Красной Армии в наступление на фронте от Великих Лук до Азовского моря. Медленно, но верно вал наступления катился на запад.

Дневник артиллериста Макарова: "Делаем укрытия для орудий и себя"

Верховный главнокомандующий формулирует в приказе и конечную цель войны - это безоговорочная капитуляция Германии и ее союзников. Тем самым Сталин присоединяется к решению, принятому в январе 1943 года на конференции в Касабланке Рузвельтом и Черчиллем. Никаких переговоров с военными преступниками быть не может!

"День был рабочий, - записал 1 мая 1943 года в дневнике младший лейтенант Алексей Макаров, - но чувствовалось что-то весеннее..."5

ОКОПНАЯ ПРАВДА

Кризис в лагере фашистов выражается, прежде всего, в том, что враг оказался вынужденным открыто отказаться от своей первоначальной установки на молниеносную войну. В лагере врагов теперь уже не в моде говорить о молниеносной войне, - крикливая болтовня о молниеносной войне сменилась унылыми причитаниями о неизбежности затяжной войны.

Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза И. Сталин


1. Казачковский О.Д. Физик на войне-2. М., 2001. С. 101.

2. Это было на Ржевско-Вяземском плацдарме. Кн. 2. Ржев, 2000. С. 46.

3. Пиляр Ю. Люди остаются людьми // Юность. 1964. N 4. С. 53.

4. Симонов К.М. Солдатами не рождаются // Симонов К.М. Собр. соч. В 6 т. Т. 5. М., 1968. С. 142.

5. Фронтовой дневник А.П. Макарова любезно предоставлен редакции Г. Крупениным.

История История О войне