16.01.2020 06:23
В мире

Как китайская инициатива может повысить уровень жизни в Киргизии

Выдвинутая Китаем инициатива "Один пояс - один путь" стала новым механизмом развития сотрудничества в Евразии
Текст:  Данияр Каримов (Бишкек)
Российская газета - Экономика Кыргызстана: №5 (8059)
/ Роман Гайнанов
Читать на сайте RG.RU
Китай заинтересован в развитии агропромышленного комплекса Киргизии и ее транзитного потенциала, индустриализации и политической стабильности страны. Все это, как и участие республики в инициативе "Один пояс - один путь", может привести к повышению уровня жизни в КР и других странах Евразийского союза. Об этом и многом другом заявил в Бишкеке посол КНР по особым поручениям Юе Бинь. "РГ" публикует наиболее интересные моменты его выступления.

О возможностях

За минувшие годы инициатива "Один пояс - один путь" (ОПОП) стала пользоваться широкой поддержкой в мире. В ее рамках документы о сотрудничестве с КНР уже подписали более 160 стран. Объем инвестиций китайских компаний в экономики государств и районы, расположенные по маршрутам ОПОП, за шесть последних лет превысил 90 миллиардов долларов, а в первые девять месяцев 2019 года составил 11 миллиардов долларов. Это практический вклад Китая в рост мировой экономики.

"Один пояс - один путь" стал локомотивом сотрудничества между КНР и Киргизией. На сегодня в республике реализуется ряд важных проектов - по обеспечению сел чистой водой, обновлению ирригационных сетей, созданию и модернизации санитарно-карантинных лабораторий. В то же время товарооборот в 2018 году достиг и превысил 5,6 миллиарда долларов, что в 150 раз больше, чем в первые годы после установления двусторонних отношений. За первые девять месяцев 2019-го объем торговли между странами уже достиг 4,4 миллиарда долларов.

О взаимном интересе

Киргизия - одна из важных стран на Великом Шелковом пути. Наши народы общались веками. Географическая близость - преимущество, которое нужно использовать. Между нашими государствами сложился высокий уровень политического доверия, у нас совпадают цели развития, мы как восточные страны близки по менталитету, ценностям и культурным традициям. Это стало залогом дружбы и партнерства.

Китай предлагает открыть в Киргизии электронную биржу

Суммарные инвестиции КНР в Киргизию уже составляют три миллиарда долларов. На эти средства в республике реализовано или реализуется несколько крупных проектов. Среди них строительство ЛЭП "Датка - Кемин", благодаря которой КР решила проблемы с энергоснабжением современной больницы в городе Оше. Инвестиции из КНР также направлялись в транспортную инфраструктуру - в развитие транзитного автомобильного коридора в Узбекистан и дороги "север - юг", модернизацию кольцевой трассы вокруг Бишкека. Благодаря Китаю в Киргизии созданы тысячи новых рабочих мест.

О сопряжении с ЕАЭС

Еще в мае 2015 года главы Китая и России опубликовали заявление о сопряжении инициативы ОПОП и ЕАЭС. К настоящему моменту стороны добились конкретных результатов. В 2018 году КНР и Евразийский союз подписали соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве, которое уже вступило в силу.

Соглашение заложило прочную основу для повышения уровня экономического сотрудничества и расширения пространства для развития. Стороны обсуждают конкретные проекты, и, уверен, скоро будет виден результат.

Инициатива "Один пояс - один путь" и ЕАЭС служат развитию евразийского региона и отвечают интересам как стран союза, так и КНР.

Для Киргизии участие в ЕАЭС и инициативе ОПОП имеет особую важность, поскольку помогает улучшать инфраструктуру и повышать уровень жизни населения.

О железной дороге через КР

Возможность строительства железной дороги из Китая в Узбекистан через Киргизию обсуждается долго, и каждая сторона выразила в ней заинтересованность. Это крупномасштабный и перспективный проект, который может улучшить сотрудничество между КР и КНР и играет особую роль в развитии инициативы "Один пояс - один путь".

Будет ли построена железная дорога Китай - Киргизия - Узбекистан?

Проект требует привлечения крупных инвестиций и современных технологий - из-за сложного ландшафта Киргизии. Китай имеет опыт в решении подобных задач. У КНР есть технологии, позволяющие прокладывать, в том числе, скоростные железные дороги, по которым поезда могут двигаться со скоростью 350 километров в час. Тем не менее сторонам, полагаю, нужно хорошо подготовиться и выбрать оптимальный маршрут, прежде чем приступать к строительству.

О транзитном газопроводе

Трубопровод из Туркменистана в Китай важен для развития экономики не только КНР, но и транзитных стран, включая Киргизию. Стороны уже согласовали ряд деталей проекта, но, откровенно говоря, существуют технические проблемы, касающиеся в том числе вопросов цены на газ и его источников. Но Китай надеется, что проект будет реализован как можно раньше.

Чем выгоден этот трубопровод для Киргизии? Инвестициями и тем, что КР будет получать плату за транзит газа. Кроме того, проект позволит создать новые рабочие места, связанные не только со строительством трубопровода, но и его обслуживанием. Киргизская сторона уже занимается подготовкой соответствующих специалистов.

О перспективах КР

Рынок Китая - самый большой в мире. Поэтому, думаю, самым перспективным направлением сотрудничества могла бы стать торговля сельскохозяйственной продукцией. Киргизия имеет важное преимущество - здесь производятся экологически чистые продукты. КНР намерен импортировать больше таких товаров из КР. Надеемся, Киргизия сможет увеличить производство и объемы поставок.

На столе китайцев уже появляются молочная продукция, пшеница, мед, фасоль и черешня из Киргизии. Открывается рынок и для мяса, вкусовыми качествами которого славится республика. Черешня из КР уже стала очень популярной в КНР. В СУАР, к примеру, она продается по 130 юаней за килограмм.

О китайском туризме

Туризм - одна из быстроразвивающихся отраслей в мире и в Китае. У нас есть все основания полагать, что инициатива "Один пояс - один путь" придаст импульс сотрудничеству в этой области. Пока китайские туристы предпочитают посещать современные города в других странах, но, думаю, скоро это им наскучит, и они будут больше интересоваться естественными природными ландшафтами. То есть тем, что есть в Киргизии.

В столице Кыргызстана открывается саммит глав государств - членов ШОС

Если туристы из КНР, хотя бы малая часть их общего количества, станут чаще приезжать в КР, это будет очень выгодно для местной экономики. Тем более что Киргизии есть что показать: красивые пейзажи, Иссык-Куль. Но, откровенно говоря, в других районах привлекательных условий, инфраструктуры для привлечения туристов создано пока недостаточно. Не менее важно обеспечить отдыхающим не только комфорт, но и безопасность. Надеюсь, киргизская сторона обратит больше внимания на развитие этой сферы.

О доверии и внешних силах

Существуют внешние силы, которые пытаются очернить инициативу "Один пояс - один путь". Они пытаются убедить, что ОПОП - это вид экспансии и попытка затянуть Киргизию в китайскую ловушку. Понятно, для чего это делается: им выгодно, чтобы наши страны были врагами и, как результат, отставали в развитии.

Некоторое время назад в Киргизии активно распространялись слухи о том, что она уступит Китаю свои территории в обмен на погашение долгов. Но подобная риторика просто абсурдна! Затем стали муссировать слухи о том, что приезжие из КНР якобы отбирают у коренного населения рабочие места. Однако о массовой миграции речи пока не идет, в КР проживают всего около четырех тысяч граждан Китая. При этом гражданство Киргизии за последние восемь лет приняли всего 268 выходцев из КНР. Несмотря на это в КР прошли митинги, в результате которых пострадали китайские компании и проекты. Все это, к сожалению, не может не сказываться на инвестиционном климате и сотрудничестве. Доверие дороже денег.

Вместе с тем

Инициатива "Один пояс - один путь" выдвинута Китаем в начале 2010 годов как новый механизм развития экономического сотрудничества в Евразии. Суть ее заключена в формировании и укреплении двусторонних и многосторонних структур и проектов - в духе древнего Шелкового пути - в целях развития участвующих стран. В данный момент инициатива охватывает большую часть Евразии, соединяя развивающиеся и развитые страны. На территории мегапроекта сосредоточены богатые ресурсы и проживает 63 процента населения планеты.

Кыргызстан