13.02.2020 18:48
Культура

В Музее русского импрессионизма открылась выставка Юрия Анненкова

В Музее русского импрессионизма показывают Юрия Анненкова
Текст:  Жанна Васильева
Российская газета - Федеральный выпуск: №34 (8088)
Выставка "Юрий Анненков. Революция за дверью", что открылась в Музее русского импрессионизма, из тех, о которых можно сказать, что она готовилась два года и … девяносто лет.
Читать на сайте RG.RU
Выставка "Юрий Анненков. Революция за дверью"

Девяносто лет, потому что после 1930 года, то есть вскоре после высылки Льва Троцкого из СССР, имя Юрия Павловича Анненкова (1889-1974), "сатириконца", карикатуриста и художника массового театрализованного действа "Взятие Зимнего дворца" на Дворцовой площади в 1920 году, автора хрестоматийных иллюстраций к "Мойдодыру" Чуковского и поэме Блока "Двенадцать", художника главной картины в советском павильоне на Венецианской биеннале в 1924 году и претендента на "Оскар" в 1954 году в номинации "Лучший дизайн костюмов" за работу во фильме Макса Офюльса "Мадам де…", особенно не упоминалось в СССР. Его первая персональная выставка в новой России, к 125-летию художника, состоялась только в 2014 году в Литературном музее. А в прошлом году камерную экспозицию, посвященную Анненкову, сделал Дом русского зарубежья.

Почему первую выставку Юрия Павловича сделал именно Литературный музей (за что ему респект!), в общем, понятно. Из всего громадного наследия Анненкова, живописного, графического, театрального, кинематографического, более менее доступной на его Родине оставалась именно книжная графика. Нет, разумеется, в Третьяковской галерее и Русском музее есть его работы (в частности, знаменитый портрет театрального фотографа, художника Мирона Шерлинга, выполненный с парижским кубистическим шиком). Но они особенно не тиражировались. Другое дело "Мойдодыр"… И, кстати, Корней Иванович Чуковский, который был соседом дома родителей Анненкова в Куоккале, сделал многое, чтобы имя и рисунки Юрия Анненкова появились вновь в советской печати. Хотя бы уже в "вегетарианские времена". И хотя бы к детским книжкам.

В музее им.Пушкина музыкальный сезон посвятят великому пианисту Рихтеру

Кроме того, Анненков блистательно владел пером. И написанный им "Дневник моих встреч" дополняет жанр графических портретов литературными собратьями. Его "Повесть о пустяках" (1934), опубликованная на русском в Берлине под псевдонимом Б.Темирязев, была так хороша, что некоторые, как, например, Михаил Осоргин, грешили на Евгения Замятина, приписывая ему авторство. Но Замятин тут был ни при чем. В переводе на французский повесть Анненкова вышла под названием "Революция за дверью". И этот заголовок дал имя нынешней выставке Юрия Анненкова в Музее русского импрессионизма.

От предыдущих она отличается масштабом и разнообразием представленного материала. Впервые в Москве можно увидеть не только ранние вещи (например, портрет отца художника Павла Семеновича Анненкова, дворянина, народовольца, потомка биографа и издателя Пушкина, а также внука декабриста Ивана Анненкова), но поздние парижские работы, включая абстракную живопись. Из Центра Жоржа Помпиду на выставку привезли три работы - колоритную бретонскую "Старуху", "Вид на Пантеон из Люксембургского сада" и гуашь "Натюрморт с рыбами". Все три написаны в в 1925 году, вскоре после приезда художника из Советской России во Францию. Вообще, французский период творчества Анненкова, который много дольше российского, выделен в отдельный раздел.

Юрий Анненков в музее Русского импрессионизма

Таинственные пейзажи Булонского леса, ночной Венеции с черными окнами палаццо, смотрящими на Гран Канал, тот же Пантеон, вроде бы утопающий в зелени сада, здесь, кажется, ничем не напоминают Анненкова более раннего, советской жизни. Мистическая размытость городских видов, где природа и история, встречаясь с архитектурой, способствуют странным "провалам" во времени, заставляют вспомнить то ли декорации символистской драмы, то ли и вовсе пассеизм мирискусников.

Габриэль Прокофьев: Музыка деда кажется мне такой знакомой и естественной

Кажется, что этот французский Жорж Анненков не имеет ничего общего с тем озорным мастером, который в 1919 году для спектакля в Эрмитажном театре по антиалкогольной пьесе Льва Толстого "Первый винокур…", нарисовал костюм старой ведьмы, спародировав пряную экзотику фокинской постановки "Шехерезады". Костюм ведьмы с подбитым глазом явно передразнивает эротику балетного костюма Шахерезады. От ожерелья на шее до цветных орнаментов - а ля "татуировок" - на ногах, введенных в моду Львом Бакстом, - все отсылает к блокбастеру "Русских сезонов" Дягилева. Анненкову начала века явно ближе футуристы и кубисты, нежели символисты. Футуристическая книжка "1/4 девятого" (1918) - еще одно тому доказательство.

В целом, острота видения и рисунка, тяготеющего к шаржу, у Анненкова отчасти от его опыта карикатуриста, автора "Сатирикона", отчасти - от работы в театре. Насколько игровая подвижная стихия театра близка художнику, можно почувствовать даже известном рисунке "За самоваром" (1914) из "Чукоккалы". Репин, зажатый и засушенный со своими кисточками, как лист гербария, меж страниц солидного юбилейного тома, едва виден. Чуковский с блохой на носу, оглядывается на режиссера Николая Евреинова, который артистически жонглирует хрустальным бокалом. А сам автор рисунка осторожно выглядывает из-под стола.

Эта острая, почти гротесковая характерность сохраняется даже в знаменитых графических портретах, сделанных Анненковым в 1920-е годы. "Буревестник революции" Максим Горький нарисован с закрытыми глазами на фоне красного знамени, с одной стороны, и… изящной статуэтки Будды - с другой. Писатель был страстным коллекционером восточного искусства. В других случаях гротеск достигает трагического накала, как в портрете Алексея Ремизова. Мучительное сократовское напряжение мыслителя не могут "снизить" ни неотвязная муха на лбу, ни заплатка на жениной кофте с цветочек, в которую закутан писатель. Наоборот, неуместность, нелепость бытовых деталей лишь подчеркивают апокалиптическую повседневность революционных дней.

Из всего громадного наследия Анненкова болееменее доступной на его родине оставалась книжная графика

Впрочем, сам Анненков в какой-то момент оказался чуть ли не главным портретистом революции. Он не только написал парадный портрет председателя Реввоенсовета и создателя Красной Армии Льва Троцкого, который украсил советский павильон в Венеции 1924 года, не только создал портреты его соратников, он еще и иллюстрировал… Приказ Реввоенсовета № 279, изданный Троцким к пятилетнему юбилею Красной Армии. Собственно, это, наверное, первый в мире иллюстрированный военный приказ. К тому же, именно тогда, в 1923 году, день 23 февраля был объявлен "великим праздником всех трудящихся России", а партийным органам предписывалось придать ему "характер широкого массового праздника". В этом приказе Троцкий объяснял выбор этой даты для праздника - "23 февраля 1918 г., под напором врагов, рабочее и крестьянское правительство провозгласило необходимость создания вооруженной силы". Приказ, подписанный шестью военачальниками Красной Армии, был издан невероятным тиражом в 5000 экземпляров.

В Исторической библиотеке раскрыли тайну издания Радищева

Тогда, в 1923-м, никто бы не поверил, что в 2018 году единственный, чудом уцелевший экземпляр этого Приказа № 279 с сохранившимися подписями расстрелянных военачальников будет продан на аукционе за 1 750 000 (!) рублей. Да, почти за два миллиона. На выставке можно увидеть экземпляр этого Приказа из коллекции М.Сеславинского, но он - с зачеркнутыми подписями.

Надо ли говорить, что огромный живописный парадный портрет первого председателя РВС кисти Анненкова канул в лету? Следы его теряются в эпохе большого террора. Но вот скульптурный портрет Льва Давидовича, сделанный по работе Анненкова скульптором Игнатьевым (РАБИС) в 1924-м, выжил в Ташкенте. В 1960-х его предлагали для покупки государственным музеям в качестве бюста… Свердлова. Музейщики, видимо, узнавая оригинал, испуганно уклонялись от заманчивого предложения. Сегодня этот деревянный бюст прибыл на выставку из частной коллекции. Причем он сохранил обе подписи - оригинальную, 1924 года, на основании, и позднюю - сбоку на постаменте.

При всем богатстве и разнообразии материала, который группируется не только по странам, где работал художник (Россия, Франция), но и по жанрам (портреты, книжные иллюстрации, театральные работы), выставка очень крепко сделана (куратор Анастасия Винокурова). Она вся - об эпохе перемен, о той "революции за дверью", что врывается в работы и жизнь художника. И - на экран. Тут можно увидеть кадры массового действа "Взятие Зимнего дворца", поставленного в 1920-м году Н. Евреиновым, А.Кугелем, Н.Петровым прямо на Дворцовой площади. Анненков был художником и декоратором этого грандиозного спектакля, участниками которого стали шесть тысяч человек, в том числе красноармейцы, моряки, рабочие… С этого спектакля, как и с постановок Мейерхольда, начинается новая эпоха и театра, и общества, для которого "орнамент масс" важнее одинокого голоса человека. Юрий Анненков, как и Николай Евреинов оказался тем художником, который перешагнул из одной эпохи в другую и …обратно.

Музеи и памятники Живопись Москва Столица