Предлагается, в частности, реформировать действующий порядок предоставления права на вылов водных объектов. По мнению авторов, нужно перейти к распределению прав на добычу на электронных аукционах, и это очень настораживает рыбацкое сообщество.
Основная задача, которая стоит перед рыбодобывающими компаниями, - увеличение вылова. В 2004-м мы приняли ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". В тот год результат общероссийского промысла упал до минимума - 2,9 миллиона тонн. Мы никогда не ловили так мало, в свое время СССР добывал в четыре раза больше. В федеральном законе был заложен выстраданный принцип долгосрочного распределения ресурсов на основе вылова за предыдущие годы. Его соблюдение позволило существенно увеличить добычу: так, в 2018-м она достигла 5,1 миллиона тонн.
Но в 2016 году в законодательство внесли изменения, которые, на наш взгляд, положили конец долгосрочному распределению ресурсов. Позже было предложено перейти к аукционной продаже долей квот на вылов краба.
Над решением возникающих проблем рыбаки долго работали с правительством страны и депутатами. Мы пришли к общему выводу: проводим аукционы на крабов и объявляем мораторий на аукционы по другим видам ВБР. Это решение поддержали минсельхоз, Росрыболовство, профильные комитеты Совета Федерации и Госдумы. Теперь мы видим, что ФАС включает аукционный принцип распределения ресурсов в проект указа президента. Оговорюсь, речь идет не только о рыбохозяйственном комплексе, но и о других сферах экономики. Аукционы предлагается проводить на электронных площадках, и акцент сделан на преимущественном праве доступа к природным ресурсам малого и среднего бизнеса.
Давайте вернемся к "крабовым аукционам". За 35 лотов государство получило 142 миллиарда рублей. Способно ли малое и среднее предпринимательство платить такие деньги? Нет. Так что, если подобные условия для рыбохозяйственного комплекса будут закреплены законодательно, небольшой бизнес может забыть о данной отрасли.
При этом в ближайшие пять-семь лет российские верфи должны построить более 200 судов, и значительную часть - на Дальнем Востоке. Кто в Приморье сегодня сможет строить среднетоннажный краболовный флот? О своей готовности заявили три предприятия, все нуждаются в обновлении основных фондов, квалифицированных кадрах. При этом у них есть серьезный конкурент - ССК "Звезда". Комплекс является резидентом ТОР "Большой Камень", значит, имеет льготы и преференции. Предприятие платит довольно высокую по местным меркам заработную плату, и неудивительно, что туда уходят лучшие специалисты. Заводы, которые существуют давно, не могут войти в СПВ, не находятся на площади ТОР. Соответственно, им сложно конкурировать с верфью, пользующейся поддержкой. На мой взгляд, именно на подобные вещи, развивая конкуренцию, должна обращать внимание ФАС.