20.02.2020 06:23
Общество

Как решить проблему загрязнения воздуха в Барнауле

С каждым годом воздух в Барнауле становится все грязнее
Текст:  Сергей Зюзин (Барнаул)
Российская газета - Экономика Сибири: №37 (8091)
По оценкам минприроды России, Барнаул относится к городам с самым загрязненным воздухом. Угроза здоровью горожан для всех очевидна, но в комплексе экологическую проблему никто не решает.
Читать на сайте RG.RU

- В 2018 году на территории Барнаула выброс загрязняющих веществ в атмосферу составил около пятидесяти тысяч тонн. Таким образом на каждого жителя пришлось 73 килограмма выбросов, - сообщила Татьяна Буторина, заместитель начальника отдела экспертизы и нормирования министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края.

По ее словам, особо опасных предприятий в городской черте нет. Ко второй категории опасности относятся 35 заводов - например, те, которые занимаются литьем чугуна, производством бетонных и железобетонных изделий. В третьей группе около двухсот предприятий, остальные (более трехсот) отнесены к малоопасным - их выбросы не превышают десяти тонн в год.

Российские водители готовы пересесть на общественный транспорт

Но если с промышленном сектором более-менее понятно, то с автотранспортом - нет. Информация о том, сколько загрязняющих атмосферу веществ он производит, в открытом доступе отсутствует, признает начальник комплексной лаборатории окружающей среды Алтайского гидрометеоцентра Кира Шутова. Известно только, что выбросы от передвижных источников превышают выбросы от стационарных. Но их рассчитывают, исходя из количества машин и объема потребляемого ими топлива. Этим методом нельзя реально оценить ситуацию. Ведь насколько у автомобилей и автобусов изношены двигатели, каково их техническое состояние и топливом какого качества они заправляются - это сплошное белое пятно.

Считается, что на автотранспорт приходится от шестидесяти до восьмидесяти процентов общего объема загрязняющих атмосферу веществ. Но каков сам этот объем? Особенно в центре Барнаула с его постоянными пробками в часы пик. Да еще и в условиях обширного сибирского антициклона, когда в морозную безветренную погоду город окутан смогом.

По данным метеорологов, в барнаульском воздухе отмечается активный рост концентрации бензопирена - вещества первого класса опасности для здоровья человека и всего живого мира. Например, в 2017 году концентрация бензопирена в старой части города превысила ПДК в 30 раз, а в декабре 2018-го - в 52.

В краевом центре наблюдения за атмосферным воздухом проводят с пяти стационарных постов (по одному на каждый район). По нормативам Госстандарта, это минимально допустимое количество, и Барнаул, относящийся к городам с численностью населения от 500 тысяч до миллиона человек, может иметь до десяти постов. По словам Киры Шутовой, городу нужны еще минимум два поста. Но стоимость каждого составляет два миллиона рублей, и в мэрии утверждают, что денег на это в городской казне нет.

Почему жители Кузбасса не верят в восстановление земель угольщиками

Проблему усугубляет значительное сокращение массива зеленых насаждений. В прошлом веке Барнаул славился обилием тополей, служивших своего рода фильтром для очистки воздуха. Сейчас на одной из главных магистралей - проспекте Ленина - вместо тополей, по непонятному для биологов принципу, высадили березы. Ученые предсказывают, что около половины растений погибнет. Березы надо высаживать в комплексе с другими растениями и кустарниками - так создается многоярусная структура, помогающая выживать всем саженцам.

- Ущерб зеленым насаждениям наносят не только строители, - констатирует Галина Соколова, завкафед-рой экологии, биохимии и биотехнологий АлтГУ. - Старые деревья обрезают так, что остается голый столб - в итоге уничтожаются все почки, и тополь погибает. Очень плохо, что на проспекте Ленина выкорчевали кустарники - они не только вырабатывали кислород, но и поглощали шум. Пора, наконец, прекратить стрижку травы вокруг тротуаров, в парках и зеленых уголках - это приводит к появлению голых участков земли. В городе вообще нет продуманной, одобренной учеными программы озеленения.

Один из вариантов выхода из сложной ситуации - газификация частного сектора, перевод домов с печного отопления на газовые котлы.

Жители омского поселка остались без тепла из-за "газификации"

- Газификация города проходила в основном в 1995-2005 годах, - напоминает Роман Правдин, гендиректор ООО "Газпром газораспределение Барнаул". - Для среднестатистического барнаульца подключение к газу - достаточно дорогое удовольствие. Понимание этого есть у краевого правительства. У нас заключено соглашение с Россельхозбанком о предоставлении целевых кредитов на газификацию домовладений по ставке пять процентов годовых. Минфин выделяет субсидии малообеспеченным гражданам на газификацию. Но разъяснительная работа с жителями ведется слабо.

Показательный момент: на организованный недавно круглый стол по проблеме загрязнения воздуха в Алтайском крае пришли эксперты из федеральных и региональных структур, представители медицины, науки и бизнеса, волонтерского движения. Из приглашенных не было лишь чиновников барнаульской мэрии, в последний момент сославшихся на занятость.

Между тем, по мнению экспертов, муниципалитет ведет борьбу с загрязнением воздуха не на должном уровне. Необходимы публичные слушания с привлечением широкого круга специалистов и освещением в СМИ. Нужна координация действий структур и более активная позиция краевого правительства. Иначе в Барнауле скоро дышать будет нечем.

Компетентно

Владимир Антоненко, член Союза архитекторов России:

- По моим наблюдениям, основной загрязнитель воздуха в Барнауле - транспорт. Но проблема не решается, хотя в краевом центре достаточно построить четыре дороги, которые бы решили множество проблем, в том числе транзитную. У нас выбрали неверное решение - строительство объезда. Это стоит 53 миллиарда рублей - где взять такие деньги? Прокладка же внутригородских трасс обошлась бы в три-четыре раза дешевле.

Экология Барнаул Сибирь