- Покупательская способность падает, люди выбирают то, что дешевле. Специализированные торговые сети снижают долю качественной, а значит, дорогой мебели. Например, в крупном мебельном гипермаркете она, по нашим подсчетам, составляет сейчас только 20-25 процентов. К тому же, чтобы войти в торговую сеть, нужно поставить не менее 100 экземпляров товара с очень низкой маржой. Не все небольшие предприятия к этому готовы, - говорит доцент кафедры логистики и коммерции УрГЭУ Людмила Трофимова.
Впрочем, некоторое преимущество в такой ситуации действительно получают местные производители. Ведь везти на Урал мебель, например, из Санкт-Петербурга невыгодно - высоки транспортные расходы. В минус уходят даже челябинские мебельщики, хотя от соседнего областного центра до Екатеринбурга рукой подать. (Кстати, динамика продаж в целом по УрФО выросла лишь на три процента - в основном за счет мебели эконом-класса.)
Но и свердловским компаниям приходится прилагать немало усилий, чтобы остаться на плаву. Крупные производители уходят из торговых сетей, пытаются открывать собственные магазины, ищут новые рынки сбыта. А небольшие нередко работают только под заказ.
Кто-то демпингует. Например, уральский представитель матрацев, входящий в транснациональную корпорацию, в дни распродаж был вынужден переписать ценники на статусные стотысячные изделия до 14 тысяч рублей. А кто-то, наоборот, поднимает цену на ряд недорогих и необходимых товаров, как в известной телерекламе: "И так возьмут". Скажем, простая односпальная кровать из ДСП в мебельном супермаркете Екатеринбурга пять-шесть лет назад стоила четыре тысячи рублей, а сейчас она уже вдвое дороже.
Возможно, по этой причине и растут официальные объемы отгрузки в рублях: по данным той же мэрии, в прошлом году этот показатель составил 4,3 миллиарда рублей, увеличившись по сравнению с 2018-м почти на четверть - на 24 процента. Однако чиновники увеличение производства кухонь и диванов связывают с числом новостроек.
- Екатеринбург - один из лидеров по вводу жилья. В 2019 году стройкомплекс мегаполиса вышел на отметку 1,34 миллиона "квадратов", что стало стимулом развития мебельных малых и средних предприятий, - отмечают в пресс-службе мэрии.
Пожалуй, это влияние действительно имеет место, ведь кухни, прихожие, гардеробные все чаще покупают не только новоселы, но и застройщики. Екатеринбург явно в тренде, ведь сейчас в Минстрое РФ активно обсуждают необходимость комплектования нового жилья мебелью. Ввести соответствующий стандарт в отраслевую нормативную базу предлагает российская Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей отрасли. По официальным данным, меблированные квартиры и апартаменты в стране уже продают более трети застройщиков.
Так, один из крупнейших застройщиков Екатеринбурга продвигает подобный "комплексный подход" уже четыре года. Первый дом, квартиры в котором были укомплектованы мебелью и бытовой техникой, компания сдала в 2016 году, а до этого в рамках эксперимента меблировали апартаменты.
- За эти годы мы применили меблировку в домах на Уралмаше, Вторчермете, Уктусе, в районе УНЦ. Практика подтвердила наше предположение: меблированные квартиры выгодно покупать тем, кто берет ипотеку - стоимость мебели уже "вшита" в ипотечный платеж. Нет необходимости после заселения искать фирму, делать заказ, ждать пока привезут и установят мебель, - рассказала корреспонденту "РГ" руководитель направления меблировки строительной компании Юлия Озолина.
Обычно в комплект входит шкаф-купе с зеркальной дверью в коридоре и кухонный гарнитур с комплектом бытовой техники. Фасад предлагают на выбор - классика или модерн. Для меблировки строительный гигант привлекает не только екатеринбургских мебельщиков, но и, скажем, нижнетагильских.?Главное требование к поставщикам - наличие собственного производства.
По словам застройщиков, мебель в больших объемах идет по оптовым ценам, что всегда выгоднее, чем покупка в розницу. Но при этом у новосела всегда есть возможность дополнить базовую версию кухонного гарнитура, который устанавливают "по умолчанию".
Для мебельщиков такое сотрудничество - неплохая поддержка, обеспечивающая крупные и стабильные заказы. Однако как раз в силу масштаба подходит не всем. У малого мебельного бизнеса мало шансов попасть в обойму таких поставщиков, однако свободных ниш на рынке достаточно. Чтобы повысить свою устойчивость, эксперты советуют им ориентироваться на франчайзинг, снижать издержки и объединяться, например, в рамках Ассоциации уральских производителей мебели: сотрудничество и быстрое реагирование на меняющийся спрос помогут им встать на ноги.
Кстати
В 2019 году каждая 20-я квартира в российских новостройках продавалась с мебелью. Средняя цена меблировки составляла 230 тысяч рублей.