В полной мере это на себе уже ощутили жители Пензенской области. "Яичницу на батареи пожарить можно", - так пензенцы описывают микроклимат в своих квартирах в начале весны. За окном даже ночью плюсовая температура, а днем столбик термометра поднимается до +15 градусов, как в мае. Но батареи огненные, словно в морозы.
На календаре - март, и отопительный сезон никто не отменял. Это может сделать мэр своим постановлением, если среднесуточная температура воздуха на протяжении нескольких дней составляет не менее восьми градусов тепла. Обычно такое решение принимается в 20-х числах апреля. В марте ни один градоначальник не рискнет взять на себя такую ответственность, даже если погода бьет температурные рекорды. А вдруг вернутся морозы, запускать повторно централизованную систему весьма проблематично.
"Почему так жарко топят батареи? И зимой-то холода не было, а сейчас вообще плюс десять. Жара дома ужасная, платим деньги за подогрев улицы. Мы не настолько богаты!", - зачитал глава региона Иван Белозерцев на оперативном совещании обращение, которое пришло к нему через соцсети.
Управляющие и ресурсоснабжающие организации переваливают вину друг на друга. Как пояснили в пензенском филиале "Энергосбыт Плюс", подача теплоносителя ведется в соответствии с утвержденным температурным графиком.
Создать более комфортную "погоду в доме" и сократить расход тепла могут управляющие компании. Главное - оснастить тепловой узел многоквартирного дома оборудованием с автоматическим регулированием подачи тепла. Установка такого оборудования сокращает энергопотребление до 30- 40 процентов. Но таким устройством оснащены далеко не все дома.
"Управляющую компанию или ТСЖ можно привлечь к ответственности за несоблюдение нижнего порога норма температуры в жилом помещении. Он составляет 18 градусов для жилых неугловых комнат, - пояснил заведующий отделением "Центра гигиены и эпидемиологии в Пензенской области" Леонид Чихирев. - А вот штрафных санкций за нарушения верхней границы нормы пока не было. Да и такого определения как максимально допустимый температурный максимум в жилых домах определить сложно. В основном в документах он носит рекомендательный характер и ограничивается 24-25 градусами".
Страдающих от жары жителей волнует плата за отопление. Так, в феврале, который выдался одним из самых теплых за последние десять лет, она составила выше, чем в декабре. За трехкомнатную квартиру только за тепло приходится платить около пяти тысяч рублей.
"Чтобы собственнику доказать, что коммунальная услуга была предоставлена ненадлежащего качества, есть два пути, - напоминает Разворотнева. - Во-первых, составлять регулярно акты: измерять температуру в квартире, подтверждать, что она не соответствует санитарным нормам и требовать перерасчета. Во-вторых, что проще - поставить в доме регулирующую аппаратуру, которая будет устанавливать температуру внутри помещения в зависимости от климата за окном и внутри помещения. Сегодня, если такая аппаратура устанавливается в рамках капремонта, то для домов, накапливающих средства на индивидуальных счетах, возможна компенсация со стороны государства через Фонд содействия реформированию ЖКХ".
Подробнее читайте в ближайшем номере "Российской газеты".