Любителям подводных съемок этот фильм будет особенно интересен тем, что впервые в российском кинематографе съемки велись на реальной глубине, без применения спецэффектов. У волгоградцев это кино вызовет, думается, еще большее волнение, ведь Наталья Молчанова - наша землячка, хотя и родилась в Уфе. Почти половина удивительной жизни знаменитой спортсменки, жившей бесстрашно и погибшей при необычных обстоятельствах, прошла в Волгограде. Об этом периоде и о многом другом газета "Урюпинская правда" беседует сразу после выхода фильма с Алексеем Молчановым.
Алексей, мы гордимся тем, что 22-кратная чемпионка мира по фридайвингу, человек с уникальными возможностями организма и потрясающей силой воли Наталья Молчанова начинала спортивный путь в Волгограде. Расскажите, что связывало Наталью Вадимовну с нашим городом, чем запомнился он вам?
Алексей Молчанов: У нее и у меня с Волгоградом связаны очень теплые воспоминания. Мама закончила там институт физической культуры, где занималась скоростным видом подводного плавания. Работала долгое время детским тренером по плаванию, а в 40 лет, загоревшись возможностями фридайвинга (подводное плавание на задержке дыхания, без специальных дыхательных аппаратов - прим. "РГ"), уехала в Москву, где работала в Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма на кафедре экстремальных видов спорта. Я же родился в Волгограде и жил там до там 15 лет, пока не поступил в Питере в училище олимпийского резерва. Учился в гимназии № 7 в Красноармейском районе. В то время было много возможностей и хороших преподавателей, чтобы заниматься чем угодно - например, семь лет отучился в музыкальной школе по классу скрипки, увлекался шахматами, тхэквондо. И, разумеется, с раннего детства мама меня тренировала в плавании. Так что все детство, оставшееся в моей голове, связано с тренировками, Волгой, дачей, дедушками-бабушками, которые и сейчас живут в Волгограде. Они уже старенькие, им больше 90 лет.
Вышедший фильм называют "байопиком о королеве фридайвинга" и сравнивают с "Голубой бездной" Люка Бессона. Насколько российская картина биографична?
Алексей Молчанов: Конечно, этот фильм посвящен Наталье Молчановой, но это не документальное кино, а история главной героини - не мамина жизнь. Семейная ситуация, некоторые спортивные моменты в фильме - художественный вымысел, как и задумывалось, чтобы показать историю жизни женщины, преодолевающей страхи, неуверенность. Но то, что она в 40 лет начала этот путь, сделала самый затяжной нырок на глубину, совпадает, как и то, что Наталья Молчанова была очень сильной, целеустремленной женщиной, личность которой сложно отразить в художественном фильме.
Кажется, ее жизнь и спортивные достижения круче любого кино. Сама себе стала тренером, разработала уникальные методики, которые опровергают привычные законы физиологии. Поставила женский рекорд задержки дыхания более чем на девять минут, первая в мире погрузилась на стометровую глубину, поставила 41 мировой рекорд и, наконец, на одном вдохе пронырнула через "кладбище дайверов" - уникальную египетскую арку в знаменитой "Голубой дыре". Это необыкновенные природные данные, тренировки или вера в безграничность человеческих возможностей?
Алексей Молчанов: Для достижения высоких результатов важны, конечно, способности человека, и природные данные у мамы были выдающиеся. Но в плане тренировок ее собранность, последовательность всегда были для меня примером.
После ее трагической гибели не было желания оставить этот опасный спорт смелых до безрассудства людей?
Алексей Молчанов: На самом деле спортивный фридайвинг безопаснее, чем многие виды спорта - скажем, горные лыжи - по числу травм и прочих неприятностей. Опасно ныряние в одиночку, без напарника, вне соревнований. Мы ведь и египетскую пещеру преодолевали с мамой вдвоем. После ее ухода я не только не оставил спорт, но и занимаюсь развитием Федерации фридайвинга, которую она основала, продвижением авторской образовательной методики Молчановой, современного снаряжения для фридайвинга. А будут у меня дети, приведу в этот спорт и их.
А что, вы действительно стали первыми россиянами, пронырнувшими арку в "Голубой дыре", а остальные погибли?
Алексей Молчанов: Да, из россиян мы были первыми, но погибали не фридайверы, а аквалангисты, которые погружались, рассчитывая на баллоны с воздухом или газовыми смесями. Фридайверы же рассчитывают только на собственные силы.
Что же есть в этой глубине, что заставляет людей буквально отключать мозг, рискуя получить блэкаут, как вы называете потеряю сознания, и погибнуть от утопления?
Алексей Молчанов: Фридайвинг - это ныряние за эйфорией, когда для счастья достаточно только вдохнуть, говорила Наталья Вадимовна. Могу добавить, что перед погружением в глубину ты учишься полностью расслабляться, входить в своего рода состояние медитации. Все происходит на море, на природе, что само по себе очень красиво, и от подводного мира на самом деле наступает состояние, схожее с эйфорией. Наконец, фридайвинг - это тоже путь к саморазвитию: ныряя, мы учимся бороться со своими страхами, а как иначе, если в арсенале у тебя только собственные легкие, маска и ласты? Ныряние - это маленькое путешествие, которое меняет твой взгляд на мир, на жизнь. Это спорт самопознания. Вот почему увлечение фридайвингом стало во всем мире сегодня трендом номер один.
Посмотреть это кино стоит на большом экране, чтобы прочувствовать притяжение глубины, ее магнетизм и красоту бесконечного подводного мира. А еще у зрителей будет уникальная возможность увидеть документальные съемки с участием самой Натальей Молчановой. 2 августа 2015 года она нырнула и пропала без вести у берегов острова Ивиса, в Испании. В конце фильма "Один вздох" хроника покажет ее живой, смеющейся.