18.03.2020 07:29
Экономика

Что привлекло в Сибири известного польского путешественника

Почему обошедшего полмира поляка Яцека Палкевича так тянет в нашу Сибирь
Текст:  Александр Саргин
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №58 (8112)
Если бы всемирно известный польский путешественник Яцек Палкевич в комфортабельных условиях ездил по миру, то ему это надоело бы, наверное, после первой попытки. Нет, если уж преодолевать какой-то путь, то через непроходимые джунгли Амазонии, дикие племена каннибалов на Борнео, при 50-градусном морозе Якутии...
/ РИА Новости www.ria.ru
Читать на сайте RG.RU

Помню, наш знаменитый ведущий телепередачи "Клуб кинопутешественников" Юрий Сенкевич говорил мне, что он объездил весь мир, но красивее Камчатки ничего не видел и с удовольствием съездил бы туда еще. А есть ли у вас подобные воспоминания, связанные с посещением каких-то мест - и в России, и в мире.

Яцек Палкевич: Вообще-то я не думал об этом, но для меня одной из таких точек, наверное, является Юго-Восточная Азия, Индокитай, по сути, целый угол в этом регионе, ну и, конечно, вся Южная Америка.

Да уж, в этом "углу" вы шли по лесу, обо что-то задели головой, думали, что это кокос, а оказалось, человеческий череп...

В Калмыкии появился необычный маршрут для путешественников

Яцек Палкевич: Да, это было на острове Борнео в 1986 году. Я часто вспоминаю эту экспедицию, и мне постоянно хотелось возвращаться туда. А ведь там, по сути, девственная, нетронутая цивилизацией природа, постоянная, тяжелая стопроцентная влажность, непроходимые джунгли, горы, дикие звери, пиявки. Мне очень хотелось побывать в этих местах, и моя мечта наконец-то сбылась. Конечно, было очень тяжело. Когда идешь днем, но в постоянном полумраке тропического леса, то постоянно падаешь, потому что под тобой скользкий, маслянистый ковер из опавших листьев, которые давно превратились в грязь. Стараясь удержаться, хватаешься за пальмы, которые усеяны колючками, соответственно, руки в крови, а тут еще тучи москитов, которые кусают даже через одежду...

И после всего этого "легкий и непринужденный отдых" среди человеческих черепов...

Яцек Палкевич: Теперь я понимаю, что это был маршрут всей моей жизни в обстоятельствах, которые мало приспособлены для жизни. Что касается общения с представителями первобытных племен, то перед путешествием я в первую очередь подыскиваю людей, у которые хоть однажды был с ними хоть какой-то контакт, и прошу их составить словарь примерно из ста слов. Знаете, этого достаточно, чтобы хоть как-то пообщаться с аборигенами. Ведь такие слова, как "спасибо", "вчера", "да", "сегодня", "голодный" есть в любом языке, а общение, как известно, сближает.

Наверное, после того как вы задели человеческий череп, при общении с местными жителями старались как можно меньше употреблять слово "голодный"?

Яцек Палкевич: Тогда я поневоле вспомнил судьбу капитана Джеймса Кука, которого во время его третьего кругосветного путешествия аборигены просто съели. Это было на огромном архипелаге в центре Тихого океана, который сейчас называется Гавайскими островами. А вот мои новые знакомые из джунглей острова Борнео оказались несколько дружелюбнее. Помню, перед ночлегом мне тогда пожелали спокойной ночи, но я даже не ответил на пожелание, потому что был в шоке, всю ночь, естественно, не спал и крепко держал в руках карабин. Но меня никто не тронул, а утром один старый туземец рассказал о своих военных подвигах, показывая, как он, например, наматывал на кулак волосы врага и отрубал ему голову. Такие вот "военные трофеи" и висят в их поселении прямо рядом с хижинами.

Женщины там ходят, что называется, налегке?

Яцек Палкевич: Да, ни молодые, ни пожилые нисколько не стесняются того, что у них открыта грудь. Толстых среди них там, на Борнео, я не видел, многие привлекательны, на теле многочисленные татуировки. Правда, когда улыбаются, то у многих видны почерневшие зубы. Ведь все они постоянно жуют листья бетеля, а это такое лекарственное растение, которое оказывает тонизирующее действие и дезинфицирует пищеварительный тракт.

Возможно, для того чтобы несколько охладить свой пыл, вы поехали к нам, прямо на полюс холода в Оймякон. Потом говорили, что к Сибири прирастает душа. А в Оймяконе она совсем не примерзла?

Яцек Палкевич: Нет, не примерзла, но это был очень большой и сильный опыт. Целый месяц из Якутска в Оймякон мы добирались на оленях, шли по наледи, нередко по колено в воде. Температура воздуха опускалась до минус 50 градусов, то есть это была самая настоящая борьба за жизнь. Знаете, по моему глубокому убеждению, человек способен выживать практически в любых условиях. Исходя из собственного опыта, скажу, что самое важное в тяжелых ситуациях - это не физическая сила, а железная воля, а еще вера в себя, в то, что я смогу, должен вернуться домой. Ну и, конечно, вера в то, что кто-то есть свыше. Военные говорят: в окопах атеистов нет. И только после всего этого можно говорить о физической подготовке, определенных навыках, наличии какого-никакого жилья, оборудования, питания, воды...

Испанский велопутешественник добрался до Якутска

Путешествие по Сибири памятно мне еще и тем, что это была первая западная экспедиция, которая состоялась после разрешения на уровне Кремля.

Это было время перестройки, когда мы поехали в глубинку СССР без проверок КГБ, лишних вопросов и т.п. Правда, было письмо Эдуарда Шеварднадзе с рекомендациями.

Я побывал в самых отдаленных и труднодоступных уголках этого величественного края, где не ступала нога человека, но зато бывала лапа медведя и тигра, видел девственную природу, кедры, утесы, реки.

Конечно, это незабываемо. Я уже неоднократно говорил, что моя душа - в Сибири!

Вопрос в тему

В поисках себя

Зачем некоторые люди хотят попасть в труднодоступные места нашей планеты, где нет абсолютно никаких условий для жизни

Федор Конюхов, путешественник: В первую очередь путешественниками движет желание познания нашей планеты, а также испытание самого себя. Кроме того, очень важны технологические вызовы. Невозможно пересечь Тихий океан на надувном матрасе. Нужно построить лодку с хорошо продуманной конструкцией - и только тогда можно будет преодолеть путь от Новой Зеландии до мыса Горн. Также невозможно облететь Землю на воздушном шаре, подобном тем, которые летают на праздниках. Новые рекорды - это всегда новые технологические вызовы. То есть нужно заново придумать аппараты, которые будут способны погрузиться в Марианскую впадину, облететь земной шар, пересечь океан и т.п. Но главное - это, конечно, испытание своей воли и духа. Весь путь надо проходить не только физически, но и обязательно духовно. Иначе ты его и не пройдешь.

Туризм