20.03.2021 11:37
Культура

Людмила Чурсина получила почетный приз "За выдающийся вклад в киноискусство"

Текст:  Валерий Кузнецов
Новый лауреат почетного приза "За выдающийся вклад в киноискусство" - народная артистка СССР, лауреат Государственной премии имени братьев Васильевых Людмила Чурсина.
/ Евгений Одиноков/ РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Живое олицетворение русского характера, воплощение русского и европейского типа красоты одновременно, она родилась в семье кадрового военного - а значит, семье кочевой. И место ее рождения - Таджикистан. В красоте этой намешано много чего: мать - наполовину латышка, на четверть - полька. А кочевое ее детство перебрасывало будущую звезду из Тбилиси на Чукотку и Камчатку, а оттуда, с края земли русской, - в самую ее сердцевину - в Великие Луки, где она и закончила среднюю школу. Мечтала об авиастроении и поехала в Москву поступать в МАИ, но непонятно как оказалась принятой сразу в два театральных вуза - ГИТИС и "Щуку" - знаменитое училище имени Бориса Щукина. Его и окончила, став актрисой Вахтанговского театра. Но и потом на месте не сиделось - разрывалась между Москвой и Ленинградом, играла и в Театре Советской Армии в одной столице ("Маскарад", "Идиот", "Платонов") и в Александринском театре - в другой ("Дети солнца", "Иванов").

"РГ" 1 апреля открывает онлайн-кинофестиваль "Дубль дв@"

Награждена немыслимым количеством государственных знаков отличия, премией международного фестиваля в Сан-Себастьяне, а после выхода фильма "Журавушка" читатели журнала "Советский экран" назвали ее актрисой года.

Первым в кино Чурсину заметил Лев Кулиджанов - снял в маленькой роли Зои в фильме "Когда деревья были большими" 1961 года - это была одна из первых кинокартин нового "оттепельного" советского кино. Потом снял Станислав Ростоцкий в военном фильме "На семи ветрах". Там было много красивых женщин, - в наше кино тогда актрис отбирали, чтобы были красивыми и достойно представляли поколение современниц. Высокая, статная Чурсина в этот ряд вписывалась превосходно, но ни создатели фильма, ни зрители ее пока особо не выделяли.

Но все изменилось, когда она появилась уже в главной роли крепкой донской казачки с независимым характером в фильме Владимира Фетина "Донская повесть" по Шолохову: и вот тут по опросу массового киножурнала "Советский экран" Чурсина с места в карьер заняла вторую строчку рейтинга лучших актрис года. Так что настоящую путевку в большую кинематографическую жизнь ей дали легендарная студия "Ленфильм" и ее будущий муж режиссер Владимир Фетин. В этом фильме ее партнером был великий Евгений Леонов - что для молодой актрисы само по себе было превосходной школой.

Актриса Людмила Чурсина

Небольшую, но роскошную роль подарил ей очень хороший детективный фильм режиссера Герберта Раппапорта "Два билета на дневной сеанс" - "Инки-эстонки", подруги бандита Сиротина, которой герой (замечательный Александр Збруев) помогает вырваться из мира криминала к нормальной жизни. Вначале она - "Мэрилин Монро, у меня тот же номер лифчика!", она самоуверенна и вульгарна, но ее ослепительная красота словно априорно отметает от нее наносную грязь. В финале она нежно прижимается к плечу своего супруга, и этот короткий кадр почему-то врезался в память до деталей - кадр, логически завершающий эту душеспасительную историю и близкий к тому, что зовут катарсисом.

Ее "иностранная" внешность понадобилась и в фантастическом фильме Евгения Шерстобитова "Туманность Андромеды", где она снова сыграла, сущности, эпизод - роль врача Лумы Ласви (тоже предположительно эстонки), но замороженность всех персонажей, которые должны были изображать коммунистическое будущее, не давала актрисе шансов сыграть что-то живое. Как, собственно, и всем, кто там снимался.

Жюри фестиваля "Дубль дв@" 2021 года

Но тут открывший актрису зрителям Владимир Фетин позвал ее на заглавную роль в фильм "Виринея", где она оказалась на одной съемочной площадке с актерами класса Олега Борисова, Анатолия Папанова и того же Евгения Леонова. Ее героиня - всеми отвергнутая, ненавидимая односельчанами красавица Вирка - в первые годы советской власти обретала веру в людей и искала свой путь в новой стране. И снова космическая красота актрисы как бы изначально сигнализировала зрителям о том, какая богатая, но до поры не проявленная жизнь бушует под этой оболочкой - красота как защита от наветов, как путеводная звезда, зовущая лучше узнать и понять человека. Средоточие земных соблазнов в начале фильма, само воплощение женского начала, загадочная и неприступная, она по ходу фильма раскрывала глубины своей натуры и находила свое место в развернувшихся социальных баталиях.

Фильм "Журавушка" Николая Москаленко (1968) принес актрисе приз фестиваля в Сан-Себастьяне за лучшую женскую роль. По сюжету это был вариант прошумевшего в годы войны стихотворения Симонова "Жди меня, и я вернусь…" - героиня фильма упорно ждет с фронта своего пропавшего мужа, и не представляет себе без него жизнь. И снова сам облик Чурсиной словно вбирал в себя лучшие качества русского женского характера, продолжая тему, заданную Некрасовым в его знаменитой поэме. Характер цельный, сильный, исполненный внутреннего света и убежденности в своей нравственной правоте.

Актриса Людмила Чурсина

Людмила Чурсина за свою жизнь в искусстве переиграла множество самых разноплановых ролей. Широкой публике она полюбилась по своим работам в кино: костюмным историческим картинам типа "Угрюм-реки", "Приваловских миллионов" и "Демидовы" уральского режиссера Ярополка Лапшина (в последнем она была императрицей Екатериной I). Ту же Екатерину I сыграла у Александра Митты в ироническом "Сказе про то, как царь Петр арапа женил". Была знойной испанкой в байопике немецкого режиссера Конрада Вольфа "Гойя, или Тяжкий путь познания". Переносилась в VI век в фильме "Русь изначальная" Геннадия Васильева. Играла супругу Льва Ландау задолго до скандального "Дау" - в картине 2008 года "Мой муж - гений"… А вот ее сценические работы известны только театралам - но среди них и Анна Каренина, и Настасья Филипповна, и баронесса Штраль, Екатерина Великая и королева Элинор Аквитанская, даже сама Смерть в спектакле "Так, которую не ждут" по пьесе Алехандро Касоны.

Катаклизмы, случившиеся с нашим кино на сломе веков и общественных систем, ее почти не коснулись: Людмила Чурсина играла по несколько ролей в год, озвучивала на русском языке Жанну Моро и Элизабет Тейлор, и сегодня по-прежнему активно снимается и в кино, и на ТВ. "Каким бы ты ни был знаменитым, а каждая новая роль - это экзамен", - утверждает она и к каждой - большой или маленькой - относится очень серьезно.

В конкурсе фестиваля "Дубль дв@" зрители увидят Людмилу Чурсину в роли знаменитой актрисы, которая пожертвовала искусству всю свою жизнь и все, что для других составляет смысл жизни. Потому что путь актрисы - это действительно особый путь: ее собственная судьба растворяется в сотнях сыгранных ею судеб, им отдана целиком и без остатка.

Наше кино