25.03.2020 18:52
Экономика

Пандемия повлияла на время доставки импортных и экспортных грузов

Текст:  Ирина Алпатова
Закрытие стран на карантин и усиление контроля на границах ожидаемо вызвали сложности в логистической составляющей зарубежных поставок, однако отрасль с пониманием относится к происходящему.
/ iStock
Читать на сайте RG.RU

Представители логистических компаний уверены, что через какое-то время работа на пунктах пропуска выстроится. Вряд ли сроки доставки в ближайшее время станут прежними, но они будут понятными и прогнозируемыми.

Собянин рассказал о новых ограничениях в Москве из-за коронавируса

"Запросов от клиентов на грузоперевозки из Европы меньше не стало. Мы предупреждаем клиентов, что срок поставки увеличивается в среднем от 1 до 4 дней, но в остальном наша компания работает в штатном режиме", - говорит Людмила Теселкина, генеральный директор группы компаний "Just".

Основные задержки связаны с введением на границах дополнительных мер контроля. На каждом пункте пропуска организован медицинский осмотр водителей.

"Теперь грузовик с водителем проходит 3 этапа: контроль Пограничной службы, проверку Таможенной службы, и далее, как правило, проводится медицинский осмотр. Термометром контролируется температура, далее оценивается общее состояние водителя и заполняется медицинская декларация. При обнаружении симптомов заболевания водитель немедленно снимается с рейса", - рассказывает Андрей Шабанов, операционный директор бизнес-юнита ВЭД Первой экспедиционной компании (ПЭК).

Путин: Малый и средний бизнес получит отсрочку по налогам и кредитам

Появление "границ" внутри ЕС также повлияло на сроки доставок. "В Европе появились пункты контроля, на каждом из которых проводятся проверки. Современная европейская логистика отвыкла от такого количества пунктов пропуска", - поясняет Шабанов.

Впрочем, по данным одного из перевозчиков, только в некоторых странах проводятся проверки водителей на состояние здоровья или карантин. Например, для водителей из стран с высоким уровнем заражения введен 14-дневный карантин в Хорватии. приостановлено или сильно ограничено движение грузового автотранспорта в Венгрии, в Италии, Словении. Но европейские партнеры российских логистических компаний отмечают, что очень сложно найти машины в Италии или Испании, чтобы исполнять свои обязательства.

Гораздо спокойнее ситуация обстоит на границе с Китаем. "В Китае ситуация нормализовалась, пик пандемии пройден. Грузовое сообщение между провинциями открыто (за исключением провинции Хубэй), со 2 марта открылись большинство предприятий. Большинство пунктов пропуска между Россией и Китаем функционируют для перевозки грузов - речь идет об автомобильном, железнодорожном и морском. Авиасообщение пока частично ограничено", - рассказывает Алексей Музеев, директор филиала ПЭК в Китае.

Путин предложил установить каникулы по кредитам

Не так спокойно к задержкам в логистических цепочках относятся представители малого и среднего бизнеса. Юрий Шурыгин, исполнительный директор Ассоциации малых и средних экспортеров, рассказывает, что о зависании поставок говорят все - и таможенные компании, и логисты. "У наших азербайджанских партнеров из-за простоя на границе с Россией был риск потерять груз - скоропортящиеся продукты в рефрижераторном контейнере. На границе с Казахстаном впускают, разумеется, только казахских водителей, которые едут в сторону дома. В ближайшее время влияние этого негативного фактора может стать гораздо более ощутимым", - рассуждает он.

Сложности добавляет то, что из-за образующихся задержек выросли и тарифы на автоперевозки - на 10-15%.

Крупные компании ВЭД