Не знаю, может, только я так устроен: чем больше меня убеждают, что "туда - не ходи, сюда - ходи", тем упрямее хочется именно то, что нельзя. Давно мне так не хотелось посмотреть выставку вживую, послушать рассказ художника о его новых работах и перекинуться парой слов с коллегами! Именно поэтому так пришелся по сердцу флэшмоб, устроенный ГМИИ им. А.С. Пушкина в сети, #СкучаюпоПушкинскому.
Музей - рядом!
Еще как скучаем! По шуму и толкотне в гардеробе и у касс, по парадной лестнице, ведущей в Белый зал и к колоннаде, где сейчас разместилась выставка рисунка из собрания музея - "От Дюрера до Матисса". Ее открытие, которое транслировалось на канале "Культура" - одно из самых сильных впечатлений жизни онлайн эпохи пандемии.
Три одинокие фигуры перед телекамерами в пустых залах - директор музея Марина Лошак, ее заместитель по науке Илья Дороченков и Виталий Мишин - один из лучших знатоков и исследователей европейского рисунка, ведущий научный сотрудник музея и куратор выставки. Открытие выставки в закрытом из-за карантина музее, - очень мужественный символический жест. Трагический и обнадеживающий одновременно.
Грань между воображаемым музеем (ау, Андре Мальро!) и реальным вдруг стерлась. Хочется, конечно, написать, что наше воображение оказалось нашей реальностью. Но важнее другое. То, что реальность музея остается рядом. Музеи здесь - рядом. Просто ждут конца пандемии. В конце концов за 500 лет, которые видели некоторые из этих рисунков, бывало и не такое. А пока мы можем вглядываться в запись открытия, возвращая курсор снова и снова к драгоценному наброску Рембрандта и единственному в наших музейных собраниях рисунку Ван Гога, акварелям Гюстава Моро и нашего Михаиля Врубеля, графике Георга Гросса и Юрия Пименова (те, кто видели его "Инвалидов войны" недавно на выставке "Авангард. Список №1" в Третьяковке, не удивятся перекличкам с немецким экспрессионизмом)…
Кстати, образовательная программа к выставке остается в силе - просто уходит в онлайн. Все новости - в программе #НаединесПушкинским, где объединены все интернет-проекты музея.
Космос. Недальний Восток. "Рамаяна"
Пока мы прикидывали сроки полета человека на Марс, космос пришел к нам. Таким, каким не ждали. Словно нас всех - на счет "раз!" - отправили в межпланетный полет в капсульных кораблях. Земля в иллюминаторе - смотреть можно, потрогать нельзя.
Нам остаются, как в былые времена, рассказы и книги. И сказки. Музей Востока сделал гениальный в своей простоте шаг - каждый рабочий день в 16.00 его сотрудник читает детям восточные сказки. Эту неделю было решено посвятить Индии и ее культуре, в эфире - версия "Рамаяны", древнеиндийский эпос о путешествии Рамы. Разумеется, адаптированный для детей. Первыми этот ресурс оценили родители, которые оказались заперты дома на удаленном доступе вместе с детьми на каникулах (а кто-то и на дистанционном обучении). Час-полтора передышки древнеиндийский эпос родителям подарит. Ищите в эфире VK Live на странице Лектория музея Востока.
Тем временем на странице музея Востока в Instagram заведующая отделом искусства стран Ближнего и Среднего Востока, Южной и Центральной Азии Евгения Карлова будет рассказывать о самых интересных вещах в зале Индии - по одному предмету из экспозиции в день. А в субботу в 15.00 в Instagram обещают рассказать про красавиц Индии.
Вишенкой на торте - история индийской миниатюры в книге "Бабур-наме" из собрания музея Востока. Мало того, что "Бабур-наме" (буквально - "Книга Бабура") - сама по себе легендарный памятник XVI века. Захириддин Мухаммад Бабур (1483-1530) был не только основателем династии Великих Моголов, но и великолепным поэтом. Переводы "Бабур-наме" на персидский еще при внуке Бабура падишахе Акбаре переписывались и украшались цветными миниатюрами. В собрании Музея Востока хранится более 50 листов одной из таких драгоценных рукописей. 26 марта в 18:00 лекцию об этой книге и миниатюрах из Музея Востока прочитает искусствовед Александр Бабин, сотрудник музея и преподаватель НИУ ВШЭ. Лекция читается в рамках проекта #ВостокДома.
Регистрация на лекцию - тут. Чтобы присоединиться к встрече, необходимо загрузить приложение Zoom на свое устройство и перейти по ссылке.
Арии в зале Врубеля
Как сказала одна моя мудрая коллега, "представь, что было бы, если бы не было интернета!" Не хочется и представлять. Интернет связывает детей и родителей, разлученных карантином, одноклассников, разбросанных по континентам, лекторов и студентов, спешно осваивающих Zoom, коллег, впряженных в упряжку общего дела. Он открывает бесплатно двери, где входная плата была не по карману многим.
Во всей этой пандемии по крайней мере один плюс - оказалось, что дома сегодня мы можем позволить себе то, что не могли и в лучшие времена. Например, посмотреть лучшие спектакли Александринского театра, оперную эпопею "Сверлийцы" в Электротеатре Станиславский, театральный онлайн-марафон берлинского Schaubühne и видеозаписи Баварской оперы…
Третьяковская галерея обещает трансляцию концерта Хиблы Герзмавы из зала музея в рамках своего "Т Фестиваля". Правда, дата уточняется. Прямая трансляция из Третьяковской галереи будет идти в "Яндекс.Эфире" бесплатно на весь мир.
Опять же все пропущенные выставки можно "нагнать" онлайн. На Facebook, Instagram, Youtube и VK по хэштегу #ТретьяковкаДома доступны онлайн-экскурсии и лекции музея в прямом эфире. По хэштегу #ТретьяковкаLive - созданные ранее материалы.
Среди абсолютных must see - документальный сериал "Художник говорит", в который включены три короткометражных фильма (каждый - не более получаса): о скульпторе Леониде Сокове, художниках Эрике Булатове и Игоре Шелковском.
Про образовательные ресурсы все знают. На ютьюбе можно найти лекции и экскурсии, объединенные хэштэгом #TretyakovEDU. Если будут свободные час сорок, можно послушать историю очень непростых отношений Малевича и Татлина в лекции Ирины Вакар, одного из лучших знатоков русского авангарда. Очень рекомендую.
Словом, мы еще вспомним эту пандемию. И ваши дети расскажут своим внукам: "Это было тогда, когда всю Индию и Италию закрыли на карантин, а я слушал "Рамаяну" в планшете…"
Ситуация с коронавирусом в Москве