Музыканты во всем мире выступают сегодня онлайн, играют в пустых залах, участвуют во флэшмобах. Вы собрали фестиваль видеозаписей. Как воспринимаете всю эту ситуацию?
Владимир Спиваков: Что касается фестиваля, то, собирая программу, я сам удивился, как много концертов мы записали в последние годы с "Виртуозами Москвы" и Национальным филармоническим оркестром, с Домом музыки, с детьми моего Фонда. Там есть знаковые для меня вещи, которые будут интересны и музыкантам, и всей нашей аудитории. Что касается происходящего, то, конечно, нам сейчас тяжело - и морально, и психологически. Я привык каждое утро в девять часов ехать в Дом музыки и репетировать с оркестрами, решать различные вопросы, заниматься. Рабочий день обычно заканчивался у меня в 10 вечера, поэтому мне сейчас сложно привыкнуть к другому ритму жизни. Зато я ощутил невероятную волну любви к своим музыкантам и людям, с которыми я работаю, и, видимо, это обоюдно, потому что все последние дни я получаю от своих музыкантов по интернету, по SMS выражение таких же чувств. Мы связаны друг с другом, и опыт этой тяжелой истории, которую так драматично переживает весь мир, показывает, как мы должны беречь друг друга. Мы должны постараться сейчас, как можно меньше общаться физически, исключить для себя и для других возможность даже минимального риска. Сейчас у нас нет репетиций и встреч, но есть возможность остановиться, оглянуться, подумать, поработать над будущими проектами. Дома у меня куча партитур, которые я подготавливаю сейчас для следующих программ.
Что конкретно у вас открыто на столе?
Владимир Спиваков: Третья симфония Сергея Рахманинова. Мы уже записали с Национальным филармоническим оркестром первые две симфонии Рахманинова, и, как мне кажется, получилось по-настоящему хорошо. Теперь я хочу записать Третью симфонию: однажды мы ее уже сыграли и отложили. Сейчас я как раз получил нашу запись, чтобы послушать и понять, над чем еще нужно поработать, что можно исправить.
Записи делаются в студии или в Доме музыке?
Владимир Спиваков: Мы записываем в Светлановском зале. К нам приезжают немецкие звукорежиссеры, привозят кучу аппаратуры. Это высококлассные специалисты, получившие не одну Grammy за свои записи для Deutsche Grammophon. Мы также записали диск для Deutsche Grammophon с молодым скрипачом Даниэлем Лозаковичем - концертные пьесы Чайковского. Этот диск имеет большой успех в мире, получил высочайшие оценки критиков. Сейчас я готовлю к записи симфонию Рахманинова. Думаю, мир не изменится, каким он был, таким и останется. Как у Бродского, "мир останется прежним… ослепительно снежным, и сомнительно нежным… мир останется вечным". Если внимательно посмотреть, то еще в 2015 году Билл Гейтс впервые произнес речь о коронавирусе. Многие философы, ученые говорили об этом еще раньше. Например, историк Юваль Ной Харари, написавший книги "Sapiens: Краткая история человечества" и "Homo Deus: Краткая история завтрашнего дня", предсказал, как техника, искусственный интеллект изменят существование людей. Нам нужно осмыслять все, что происходит сейчас, и быть готовыми ко всему. Управлять же государством в нынешней ситуации - это очень большое мастерство. Нам еще предстоит разобраться, откуда все взялось, почему все сейчас так происходит? В Писании сказано: Бог смерти не сотворил. В смерти виноваты люди.
На этом строится вся история человечества от Адама, если говорить о Библии, но сегодняшняя смертоносная пандемия имеет планетарный масштаб.
Владимир Спиваков: Конечно, мы не знаем, что нас ждет. И это нас пугает. Но важно, чтобы страх не парализовал волю, чтобы человек сохранил собственную цельность перед лицом силы. Панике все-таки не надо поддаваться, потому что она парализует человеческую волю. Вот, я видел запись, как мэр Москвы прекрасно прочел стихотворение Бродского "Не выходи из комнаты", а я добавлю к этому слова Бродского: "Не в том суть жизни, что в ней есть, но в вере в то, что в ней должно быть".
Практически уже сейчас понятно, как серьезно пострадают от этой ситуации проекты искусства, музыканты, артисты?
Владимир Спиваков: Безусловно так, но все-таки нам не надо быть пессимистами, надо видеть в каждой трудности возможность. Я отменил свои большие гастроли в Китае в апреле, где должен был дирижировать оркестрами в Пекине, в Шанхае, в Гуанчжоу и других крупных городах. "Виртуозы Москвы" должны были лететь в мае в Латинскую Америку. Эти гастроли тоже, естественно, отменились. Меня очень волнует мой фестиваль во Франции, в Кольмаре, который должен пройти уже в 32-й раз. Вся программа уже подготовлена, но состоится ли он, неизвестно. В сентябре у нас с НФОР запланированы выступления в театре Ла Скала: большая серия симфонических концертов. На днях руководители Ла Скала попросили выслать им мои фотографии. Значит, они все-таки надеются, что эти гастроли состоятся. Но сегодня с точностью никто ничего сказать не может. У итальянцев самое сложное положение, поэтому я очень счастлив, что Россия оказала им помощь. Можно сказать, мы исполнили завет Достоевского, что "все друг за друга в ответе".
Во Франции тоже сейчас тяжелая ситуация, а у вас ведь живут там дети?
Владимир Спиваков: Да, они сидят в Париже все по своим углам. На улицу выходят с бумажками, на которых написано: "Иду в супермаркет купить хлеба" или крупы. Все в масках. Пишут, чтобы я сидел дома и никуда не выходил. Я и не выхожу, в Дом музыки не езжу. Знаю, что каждый день там проводят дезинфекцию и соблюдают все меры предосторожности. Дом музыки пустой, и это очень трудно принять.
Коронавирус в Париже: улицы без туристов и опустошенные полки магазиновМногие концерты, которые отменились, уже невозможно вставить в программы следующего сезона, и получается, что весенняя афиша безвозвратно утрачена?
Владимир Спиваков: Да, звучит, как у Марселя Пруста. И экономически ситуация действительно очень тяжелая. Но мы, как всегда в России, рассчитываем на сознание людей. Как говорится, и не то еще бывало. Но я думаю, что страна сделает важные выводы из этой истории и что теперь финансовая поддержка многих учреждений и отраслей будет пересмотрена. Потому что многие думают так: вот, сидят люди в лабораториях, выращивают бактерии, чем они там занимаются? Ерундой. Но выясняется, что это не ерунда! Опыт сегодняшней ситуации показывает, что нужно поддерживать науку, нужно поддерживать врачей. Нужно поддерживать искусство, потому что искусство - это не только возвышенный имидж государства, но то, что формирует человека как человека, дает ему силы преодолевать все трудности.