30.03.2020 20:22
Экономика

В чем преимущества и недостатки рынка органики в России

Органическая продукция узаконена
Текст:  Михаил Нестеров
Российская газета - Спецвыпуск: АПК №68 (8122)
Закон об органической продукции вступил в силу с 1 января 2020 года. Документ закрепил понятия органической продукции, регулирует нормы производства, хранения, транспортировки, маркировки и реализации и т.д.
/ iStock
Читать на сайте RG.RU

Производителям запрещено применять агрохимикаты, пестициды, антибиотики, стимуляторы роста для животных, гормональные препараты. Нельзя использовать клонирование и методы генной инженерии, трансплантацию эмбрионов в животноводстве (про овечку Долли можно забыть). В растениеводстве исключена гидропоника. Также закон запрещает использовать упаковку из материалов типа ПВХ. С 1 февраля в России действует реестр производителей органической продукции.

Как распознать органическую продукцию

Органическое сельское хозяйство в нашей стране будет активно развиваться, прогнозируют эксперты. Одна из причин тому - нарастающий тренд на здоровый образ жизни, включающий, разумеется, и здоровое питание, у россиян. К примеру, директор по международному развитию и брендингу ГК "Концерн Покровский" Светлана Милованова считает, что именно Россия обладает самым большим потенциалом развития внутреннего рынка органической продукции. А вот исполнительный директор Национального органического союза Олег Мироненко больше уверен в рынке внешнем.

"Основные потребители органической продукции произвести ее не могут из-за нехватки неокультуренных земель, - сообщил он. - Наша же страна обладает самым большим в мире количеством пахотных земель, которые не обрабатывались десять лет и более - 34 миллиона гектар. Один миллион гектар, введенный в сельхозоборот, способен дать органической продукции на 1,3 миллиарда евро. Сейчас Россия занимает всего 0,02 процента мирового рынка органической продукции (который составляет 100 миллиардов евро в год. - Ред.), а реально занять долю в 10-15 процентов".

Сейчас Россия занимает 0,02 процента от мирового рынка органической продукции

К сожалению, внутренний рынок "органики" полон проблем. Цены на "зеленую" продукцию в 1,5-2 раза выше, чем на обычную. И даже выше, чем за рубежом: в ЕС литр органического молока стоит 1,1 евро, в России - два евро. Чтобы продукция была дешевле, надо наращивать производство, уверен Мироненко. Но продукция должна находить сбыт.

Что ждет российскую органику на мировом рынке

"Если потребитель не готов переплачивать, то все наши преимущества - обилие земли, рабочих рук - останутся преимуществами только на словах", - считает руководитель экспертного центра Союза потребителей "Росконтроль" Максим Рудаков.

А потребитель, судя по всему, на повышенные траты не готов. И дело не в природной скупости или наплевательском отношении к собственному здоровью: нас просто слишком часто обманывали. По словам Рудакова, качество продуктов в стране здорово снизилось. С 2012 года "Росконтроль" провел 4 тысячи исследований 10 тысяч образцов продуктов: уровень фальсификата из года в год достигает примерно 50 процентов. И хотя речь идет не о нарушениях норм безопасности, а чаще всего занижении пищевой ценности, фальсификат от этого оригиналом не станет. О неготовности РФ к переходу на органическую продукцию, считает эксперт, также говорит традиционно высокое содержание пестицидов в овощах, фруктах и морепродуктах.

АПК Товары и цены