Насколько сложно создать свою ферму на Дальнем Востоке?
Михаил Утробин: Когда полтора года назад я начал этим заниматься, то еще не понимал, сколько надо учитывать положений и регламентов. Очень много барьеров. Например, чтобы получить право на продажу продукции, я должен провести ее исследование в лаборатории. Стоимость анализа одного продукта - молока или творога - может доходить до 12 тысяч рублей, и его нужно повторять с определенной периодичностью. Плюс каждый месяц более "мелкий" анализ - это еще пять тысяч рублей. Плюс ветеринарные осмотры, проверки на рынке... У меня в прошлом году только на все это ушло около 200 тысяч рублей.
И в результате такие расходы влияют на цену товара?
Михаил Утробин: На нее влияет все, начиная от стоимости сена. У меня литр молока стоит 120 рублей. Когда я говорю об этом фермерам из западных регионов России, они возмущаются, говорят, что это очень дорого. Я начинаю объяснять, что у нас только рулон сена обходится в 3,5 тысячи рублей, и они мне не верят. Фотографировал объявления из газеты и показывал, чтобы подтвердить. Для них это огромные цены, там в три раза дешевле.
Сейчас я стал делать пастеризованное молоко. То есть раньше было так: подоил корову и продал молоко, объяснив покупателям, что оно сырое, надо кипятить. Теперь понадобился цех. Это дополнительные расходы. Правда, мне в этом плане повезло, я нашел человека, который производит мороженое, мы стали работать вместе. За счет этого сэкономил.
Год назад стал декларировать свою продукцию. Когда прошел "все круги ада", получил первый документ и понял, что теперь надо делать декларации на остальной товар, то захотелось все бросить и просто купить готовую бумагу. В интернете полно таких предложений. Это дешевле, чем официальное прохождение положенных инстанций. Чуть ли не за один день нарисуют протокол всех испытаний. Но я дорожу своей репутацией. Поэтому прошел все честно.
А те, кто официально не регистрируется, работает "в тени", выходит, не дорожат?
Михаил Утробин: Я бы так не сказал. Просто некоторые из фермеров занимаются этим годами. У них есть постоянные клиенты, поколения, которые за 10-20 лет выросли на их продукции. Им неважно, есть ли у этого человека документ. Он не сможет получить нужные бумаги, потому что отсутствует стерильное помещение, производственные линии. Но я считаю, что он имеет право так торговать. Потому что эта продукция может быть сделана даже более чистыми руками, нежели задекларированная. Ну да, это варится дома, в кастрюльке на газовой плите. Но если этот фермер продаст плохой товар, семья покупателей, которая к нему десять лет ходила, просто уйдет. Это такой саморегулируемый организм, который сейчас хотят сделать более правильным. А может, не надо его трогать?
В декабре я был в Корее, посмотрел, как там устроена уличная торговля. Надзор намного слабее, любой может открыть кафе и кормить людей. Но если кто-то отравится, отвечать хозяин будет по уголовной статье. Мы, фермеры, тоже готовы нести полную ответственность за свою продукцию. И нам не нужны чиновники, которые ведут себя как надсмотрщики. Они общаются свысока: "А как у вас это делается, а это?". И на все наши обращения один ответ: "Вы должны были предусмотреть риски". Причем, когда ты начинал деятельность, каких-то рисков еще даже не существовало. Ну не выдержит фермер и закроется, потом закроются все. Что дальше будем делать? Кому от этого будет хорошо? Сейчас есть чиновники новой формации, которые с тобой разговаривают на равных. И нам нужны такие реальные партнеры.
Вы говорите об ответственности за свою продукцию. "Меркурий", QR-коды помогают ее формированию или мешают?
Михаил Утробин: Сами системы, может быть, и неплохи. Возьмем, к примеру, "Меркурий". Когда его вводили, мы все хватались за голову. А сейчас разбираемся в нем, наверное, не хуже создателей. И он принес пользу. Уже были случаи, когда он помогал выявить обман. Сейчас вводится обязательная маркировка продукции. Зачем, нам пока сложно понять. Ввод QR-кодов, допустим, на обувь, оправдан, там не было аналогов типа "Меркурия". А в молочном производстве новые требования - страшный сон для фермеров, которые только постигли "Меркурий". Но мы справились тогда, постараемся справиться и сейчас.
Что бы вы изменили в отношении государства к фермерству?
Михаил Утробин: Подход к системе льгот. Например, у нас есть огромные предприятия, которые пользуются преференциями территорий опережающего развития и возможностью уменьшить социальные платежи почти в четыре раза. Почему для фермеров нельзя сделать так же? Нам тоже нужны особые льготы. Скажем, на покупку того же оборудования для маркировки. Нужны субсидии. Я не в обиде, скажем, на ветеринарную службу за то, что мне приходится перечислять ей столько денег. Но пусть будут на это какие-то субсидии.
Нам говорят, мол, ребята, создавайте кооперацию. Более крупный, уже вставший на ноги фермер примет у вас молоко, переработает его на производственных линиях, упакует. Но ведь мы хотим по-настоящему развивать фермерство, а не сделать людей заложниками в руках крупных кооператоров, которые приедут и скажут: "Молоко по 30 рублей, дороже не возьму". Значит, надо действовать иначе. А в нынешних условиях ни о каком развитии речи быть не может.