"Если раньше наши курьеры возили пакетики и коробочки, то теперь доставляют покупателям огромные коробки, - отметил Алексей Федоров, совладелец и управляющий партнёр группы компаний "220 Вольт". - Самые умелые курьеры совершают по 70 доставок в день. Привлекли к работе всех, кого могли, выстроили отношения с таксистами. Но нам нужны не легковые машины, а грузовики, которых в городе мало".
Как отметил Федоров, покупатели привыкли к режиму самоизоляции. Поэтому все ждут доставки до двери. При этому возникают сложности с бесконтактной оплатой. Курьер со своего смартфона готов отправить клиенту платежную ссылку, но у половины людей кнопочные телефоны, и они просто не могут воспользоваться виртуальным сервисом.
"Мы не можем заставить клиента не платить наличными деньгами, - все средства оплаты имеют равное хождение на территории России, - продолжает Алексей Федоров. - Хотя понятно, что передача денег - самый опасный вариант. Банковская карточка тоже может быть носителем коронавируса. А для безопасной бесконтактной оплаты нужен смартфон, который есть далеко не у всех".
Владельцы онлайн-магазинов предлагают активнее использовать доставку в пункты выдачи заказов. Они уверены, что этот способ достаточно безопасный для покупателей и мог бы отчасти решить проблему нехватки курьеров.
"Сейчас рост наших объемов достаточно стероидный, как только откроют обычные магазины, поток схлынет, - предупредил коллег Николай Воинов, генеральный директор объединенной компании DPD в России и SPSR Express. - Сейчас мы все перестраиваем бизнес и набираем людей, но надо быть готовыми к тому, что однажды придется все это менять обратно".
Еще одна большая проблема интернет-торговли - в каждом регионе свои подходы к ее регулированию. По мнению Воинова, онлайн-магазинам мешают работать "губернаторы-самодуры". И только вмешательство федеральных структур и Минпромторга помогает преодолевать создаваемые на местах излишние искусственные препоны.