"Такие билеты стоят на порядок дороже, пассажир заранее брал билет, зная, что деньги вернут. Даже по таким билетам сейчас нет возврата. Конечно, у пассажиров это вызывает недоумение, так как напрямую нарушает статью 108 Воздушного кодекса РФ", - сказал Зотов.
У авиакомпаний своя логика. Пассажиропоток в апреле снизился на 90%, международные воздушные перевозки, которые раньше позволяли частично компенсировать убыточные внутренние авиаперевозки, остановлены, доходы компаний сократились, указывают в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). Но авиаперевозчики несут постоянные расходы по аренде и лизингу воздушных судов, их техническому обслуживанию, а также оплате труда. Досрочное прекращение договоров аренды или лизинга самолетов по инициативе авиакомпаний повлечет за собой выплату значительных штрафов.
Чтобы разрешить ситуацию в АЭВТ предложили законодательно отменить денежные выплаты компенсаций пассажирам за отмененные рейсы и заменить их "ваучерами" на будущие полеты. Накануне представители отрасли направили письмо первому вице-премьеру Андрею Белоусову.
Тем самым пассажирам предлагают прокредитовать авиакомпании, чтобы они решали свои проблемы, говорит Илья Зотов. "Такие предложения нарушают законодательство", - добавляет он. Если эта идеи и может быть принята, то только на будущее. К тому же компенсации ваучерами могут быть введены только как альтернативная мера, по соглашению с пассажиром. Если человек путешествует один-два раза в год, а таких в России очень много, брать ваучер ему нет смысла. Не понятно, когда будет следующий полет, и есть опасность, что компания выдавшая ваучер, обанкротится и не сможет выполнить обещанные полеты, пояснил Зотов.
Этот вопрос сейчас рассматривается в общественном совете при Минтрансе. Нужно учесть интересны всех сторон, заметил Зотов. "Никто не заинтересован в банкротстве авиакомпаний", - подчеркнул он. Чтобы выйти из создавшейся ситуации нужна господдержка. Уже выделен первый транш в 23 млрд рублей для поддержки авиационной отрасли, заметил эксперт.
В аппарате первого вице-премьера и Минтрансе на запрос "РГ" не ответили.