Владимир Викторович, так называемые горизонтальные субсидии впервые будут использованы в бюджетной практике?
Владимир Климанов: Такие субсидии уже есть. Еще в августе 2019 года были приняты соответствующие поправки в Бюджетный кодекс, которые узаконили возможность безвозмездных передач из региона в регион. Самый, пожалуй, показательный пример - Москва, которая фактически дарит соседним субъектам РФ автобусы, троллейбусы, оборудование для учреждений социальной сферы. И это нужно оформлять законно.
На практике возникают другие обстоятельства, когда субъектам приходится договориться между собой, заключив соглашение. Есть случаи, когда за счет бюджета одного региона строятся водоочистные сооружения у соседнего региона, расположенного выше по реке.
Но бюджетные кредиты - это же не подарки, они предполагают возвратность средств?
Владимир Климанов: Да, сейчас это будет оформлено в виде предоставления кредитов. Это новый инструмент для отношений между регионами; пока он применяется только по вертикали - между Федерацией, ее субъектами и у последних с муниципалитетами. Региональные власти должны будут подписать соглашение и определить сроки возврата средств и процентную ставку. Сейчас, например, регионы получают бюджетный кредит по символической ставке - 0,01 процента.
А в чем смысл этих по сути бесплатных кредитов?
Владимир Климанов: У нас не хватает механизмов, чтобы регионы решали вопросы между собой, а не обращались всякий раз на федеральный уровень. Сейчас это будет еще и важно для оперативного решения вопросов, связанных с коронавирусом и кризисом. Когда, к примеру, понадобится передать из одного региона в другой медицинское оборудование - его же нельзя будет просто отдать в аренду.
Для регионов появляется возможность и других дополнительных двусторонних общений. Два субъекта-соседа смогут между собой попросту договориться о каких-то действиях, которые носят временный характер. Например, чтобы провести обучение каких-то узких специалистов, так как у них на эти цели средства в бюджете не заложены. "Потом отдадим", - обещают соседу.
Еще одна причина появления нового финансового механизма, на мой взгляд, в том, что Федерация не хочет наращивать объем своего кредитования по отношению к регионам.
Да. Вот минфин в минувшую пятницу опубликовал отчетность по госдолгу регионов на 1 апреля этого года. Объем выданных федеральным центром кредитов регионам составляет почти 1 триллион рублей. Даже такие богатые субъекты Федерации, как Татарстан, Свердловская область, должны десятки миллиардов рублей. Не получится ли так, что с принятием нового закона субъекты будут ходить друг у друга в должниках, не только у государства, но и друг у друга?
Владимир Климанов: Для богатых регионов такие суммы долга не всегда страшны. Но вот в той же отчетности по бюджетным кредитам, например, не такая обеспеченная Мордовия задолжала 27 миллиардов рублей, Ставропольский край - 18, Саратовская область - почти 25, Новосибирская - 30, Волгоградская - 21,3, Архангельская - 20,2, Забайкальский край - 13.
В целом у минфина жесткая позиция: нельзя допустить дефолта, чтобы ни при каких условиях регион не обанкротился. В то же время, бюджетные кредиты все равно посильнее коммерческих, когда выплаты по процентам тоже становятся непосильными. И еще, так или иначе, но по бюджетным кредитам проще может быть принято решение об их пролонгации.