23.04.2020 20:09
Культура

Премьера блокбастера "Спутник" прошла в интернете

Премьера блокбастера "Спутник" прошла в интернете
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №92 (8146)
Для нашего кино событие историческое: впервые премьера блокбастера, на который были сделаны серьезные ставки, прошла не в помпезных кинотеатрах при стечении випов, а на цифровых платформах онлайн. На больших телевизионных панелях с долби-звуком она вряд ли что-то потеряла, но вышла под традиционный посвист профессиональных скептиков и злорадные сообщения об оживившихся пиратах.
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Спутник"

Скепсис оказался во многом оправдан. 220-миллионный, как сообщают, триллер оказался даже не российским повторением легендарного "Чужого", а сильно упрощенной версией фильма Даниэля Эспиносы "Живое", вышедшего совсем недавно, в 2017-м.

Действие развивается в СССР короткой андроповской поры. Два космонавта, мечтая о горячей ванне, возвращаются с орбиты, но при подлете к Земле видят что-то такое, чего нам не покажут. Вскоре один превратится в куклу с отъеденной головой, другой, Вешняков (его играет Петр Федоров), долетит, но в странно измененном состоянии: в нем поселилось чудище, напоминающее склизкую ящерицу со смышлеными глазками и ушами-капюшоном, как у кобры. Оно непостижимым образом умещается в Герое Советского Союза, выбираясь наружу через рот, и составляет с ним неделимое целое.

На цифровых платформах вышел фильм "Прекрасная эпоха" Николя Бедоса

Чтобы исследовать феномен, военный чин Семирадов (неузнаваемый Федор Бондарчук) забирает из НИИ мозга специалиста по неврозам Татьяну Юрьевну, только что подвергшуюся разносу коллег (Оксана Акиньшина), и везет ее на космический полигон. Татьяна Юрьевна оказывается крепким орешком и сразу берет дело в свои руки, невзирая на неприязнь карьериста Ригеля, мечтающего о Нобелевской премии (Антон Васильев). Ясно, что между обремененным ящерицей космонавтом и решительной женщиной возникнет настороженное влечение, но к этому моменту действие уже так запутается в собственном сюжете, и ни одна из намеченных линий не получит удовлетворительного завершения.

Смотреть картину как скрупулезно проработанный фэнтези бессмысленно: сценарий опытных Олега Маловичко и Андрея Золотарева бьет все рекорды какой-то детской наивности типа "что хочу, то и ворочу". Он мог бы считаться профессиональным браком, если бы не претендовал на метафоричность. В нем там и сям разбросаны аллюзии ко всем советско-российским эпохам, включая международно знаменитое слово "спутник", здесь обретшее зловещий смысл, нужду в профессионалах, традиционно возникающую у нас лишь в самых экстремальных ситуациях, фирменное вранье телевидения и злободневный принцип "Всех спасать не получается - приходится выбирать".

Несмотря на честные глаза, принципиальность и отвагу Татьяны Юрьевны, в фильме совсем нет положительных героев, которые, согласно канонам фантастических триллеров, должны спасти человечество. Семирадов, поначалу казавшийся порядочным, на поверку все тот же убийца в погонах, подчиненные ему солдаты - чурбаны в камуфляже, способные только винтить и не пущать; Татьяна Юрьевна проявляет ухватки опытной интриганки, Ригель - карьерист и трус. И даже Герой Советского Союза Вешняков начинен демонами и в буквальном, и в переносном смысле слова. Согласно одной из сюжетных линий фильма, он ради престижной карьеры бросил внебрачного сына - так что обитающее в нем чудище по совместительству воспринимается и как материализованная вина героя. Что должен символизировать тот факт, что начальники секретной лаборатории скармливают чудищу самых отпетых преступников прямо живьем, объяснить не берусь. Возможно, это иллюстрация к главному принципу изображенных в фильме места и времени: люди - это неважно, но им нужен лидер.

Там и сям разбросаны аллюзии ко всем советским эпохам, включая слово "спутник", здесь обретшее зловещий смысл

Режиссура столь сложной истории поручена дебютанту в полнометражном кино Егору Абраменко. Он вполне владеет базовым арсеналом жанра: понимает необходимость в тревожной увертюре, способной в дальнейшем стать Патетической симфонией, но обрывающейся в скрипы, лязги и грохот выстрелов (композитор Олег Карпачев); знает цену детали, которая кажется пугающе неуместной, но потом вырастет до какого-нибудь смыслового знака - как, например, младенческая матрешка-неваляшка в руках у героя космоса. Но главная беда картины: и сценарий и режиссура здесь существуют в границах одного эпизода и неспособны увидеть фильм в целостном развитии.

Автор комедии "Папа, сдохни!" рассказал о своем новом фильме

Первый такой вопрос, погрузивший зрителя в тягостные раздумья, преследует с самого начала: почему именно Татьяна Юрьевна, угодившая в передрягу, как кур в ощип, понадобилась для столь опасной работы. Потому что сценаристам была нужна хоть одна красивая женщина? Или в силу новейшей тенденции заменять суперменов супервуменшами, а всех, кто в штанах, сделать слабаками? Я вздрогнул от счастья, когда героиня со свойственной ей прямотой задала этот вопрос Семирадову. Тот ответил, что она спасла какого-то парня, за что получила от коллег нахлобучку, а спецслужбы вычислили в ней незаурядную личность. Но этот акт мастерства и отваги, как и большинство судьбоносных моментов сюжета, уведен куда-то за кадр. И вместо кинематографических сцен, накрепко сваренных в единую живую, динамично развивающуюся конструкцию, мы видим театр, где все ключевые моменты уведены за кулисы, и действие развивается пунктирно: то, что полегче в воплощении, нам покажут, но как только нужно внятно объяснить происходящее, возникает пробел.

Этот "Спутник" для меня - явление необъяснимое. Отборная продюсерская команда, небезупречные, но все-таки опытные сценаристы, звездный состав актеров, способных органично сыграть и телефонную книгу (что в данном случае они и делают), неплохой бюджет, прилично сработанное склизкое чудище - и предельно невнятный результат. Фильм, где создатели словно бы не решили, делают ли они ужастик для развлечения, артхаусный кукиш в кармане переживаемому историческому моменту или энциклопедию штампов всех известных триллеров о враждебных субстанциях. В результате второе сильно мешает первому, и оба вкупе не выдерживают состязания ни с Ридли Скоттом, ни с Даниэлем Эспиносой, ни с нашими космическими триллерами уровня "Времени первых" и Салюта 7".

Наше кино