Вынужденная самоизоляция показала бизнесу, что значительную часть процессов можно перенести на удаленный режим, при этом качество работы не меняется, отмечает член генсовета "Деловой России" Владимир Прохоров. "Большая часть офисных сотрудников - менеджеров разного уровня, аналитиков и так далее - вполне могут справляться с задачами, не посещая офисы ежедневно. Вряд ли в ближайшем будущем компании полностью откажутся от офисов, но многие предприниматели пересмотрят расходы на аренду помещений, скорее всего, в пользу коворкингов", - считает он.
Рост спроса на коворкинги прогнозирует и гендиректор Metrika Investments Александр Островский. "Однако крупные холдинги будут заинтересованы в сохранении офисного пространства, так как КПД работы сотрудников совместно выше, чем в удаленном формате", - говорит он. Вместе с тем в связи с общим спадом в экономике, многие девелоперы заморозят свои проекты и объем ввода новых офисных площадей может снизиться.
Доводом против возвращения в офис может стать то, что предпринимателям уже пришлось потратиться на организацию удаленной работы - техническое оборудование, системы безопасности, считает директор департамента офисной недвижимости Knight Frank Мария Зимина: "Офис останется необходим как пространство, где можно обсудить задачи с коллегами, встретиться с клиентами. А конкретное рабочее место, где происходит работа с документами либо осуществление каких-то стандартных операций, скорее всего, сократится". Всё это в большей мере касается среднего и малого бизнеса. Владельцы крупных компаний не высказывают желание оставить сотрудников на дистанционной работе, поскольку контролировать очень большие коллективы достаточно сложно.
Помешать уходу офисов в прошлое может психология. Абсолютное большинство сотрудников сейчас "очень сильно хотят в офис", так как ни морально, ни с точки зрения организации условий труда не готовы сразу влиться в новый формат, говорит управляющий партнёр консалтинговой компании "Лемчик, Крупский и Партнеры" Андрей Крупский. На удаленную работу может быть успешно переведено лишь 10-15% персонала. "Для увеличения процента необходимо создать механизмы передачи атмосферы компании. Человек остается социальным существом, что требует от него активных коммуникаций с коллегами не только посредством электронной почты", - полагает он.
Удаленная работа - общемировой тренд, который отмечается уже не первый год, говорит коммерческий директор "Профис недвижимость" Кристина Лиморенко. Но в России сейчас не так много компаний, которые могли бы перевести часть сотрудников на работу "из дома" без ущерба производительности и удобству внутрикорпоративных коммуникаций. Эта часть персонала останется незначительной, а переход будет постепенным и не отразится драматически на рынке, считает эксперт. Из соображений экономии компании могут в ближайшие месяцы лишь переезжать в более компактные и дешевые офисы. В связи с этим офисным центрам высокого класса придется, по-видимому, менять планировку помещений, сдавая их более мелкой "нарезкой" или комбинируя классические офисы с "гибкими", где можно быстро расширять или уменьшать площадь, а также с коворкингами. Коммерческая недвижимость класса С пострадает в меньшей степени, так как это, как правило, бывшие административные здания и особняки с кабинетной планировкой, где площади можно сдавать не блоками, а покомнатно.