"Некоторые не отвечают уже две недели, а я даже не знаю их мейлы. По немецкому языку нам задали разгадывать какие-то кроссворды, а по обществознанию - вести дневник эпидемии в нашей земле Гессен", - поделилась с порталом Spiegel online старшеклассница Дебора из франкфуртской общеобразовательной школы, у которой на носу выпускные экзамены.
Бьют тревогу и родители. "Мне фактически пришлось стать учителем для своей девятилетней дочки. Никакого цифрового обучения, всех этих инноваций в нашей школе нет и в помине. На мой взгляд, это огромный недостаток, - пожаловалась "РГ" Клаудиа из города Фалькензе. - Я сама прохожу курсы повышения квалификации для своей работы, нас дистанционно консультируют, устраивают видеоконференции, присылают электронные материалы. Для детей же ничего такого не сделано. Каждый день я сама придумываю, как мотивировать ребенка. Такое ощущение, что мы остались одни".
Похожие чувства испытывает Кристоф Фишер из Штуттгарта, чью историю приводит Spiegel. Мужчина стал настоящим гуру в вопросе домашнего обучения, ведь у него четверо детей, разбросанных по трем разным школам. Шестым классом, в котором учится его средняя дочь, мужчина очень недоволен: раз в неделю по каждому предмету ей приходят безликие бланки со скучными заданиями, в ключах с решениями - ошибки. Родителям прямо заявили, что им придется самим проверять уроки своих чад. "Мол, учителя теперь занимаются дома с собственными детьми, на учеников у них нет времени! Чувствую, они вернутся на работу изрядно отдохнувшими", - возмущается многодетный отец. Впрочем, у близнецов-третьеклашек дела обстоят куда лучше: учительница всегда отвечает на все вопросы по электронной почте и просит не стесняться звонить ей напрямую.
Примеров, когда педагоги-энтузиасты со всей душой отдаются эксперименту, немало. "Теперь я частенько вижу своих учеников в пижамах", - рассказала Spiegel классная руководительница десятого класса в районной школе Гамбурга. Она не только два раза в неделю общается с ребятами в скайпе, но и заботится о тех, у кого дома нет компьютера или ограничен доступ к интернету. Например - у детей беженцев, живущих в общежитиях. Ради них преподаватель приходит на работу, распечатывает там стопку листов с упражнениями и отправляет с курьером по адресам. В ответ школьники присылают ей скрины ответов на смартфон. Ее коллега из Мюнстерланда перед уходом на карантин провела беседу со всеми своими подопечными и составила для каждого индивидуальный план занятий. А еще она устраивает детям настоящие, хоть и виртуальные переменки, на которых можно обменяться дружескими письмами, селфи и даже рецептами пирога.
Но еще больше, чем дети, по живому общению скучает… директор гамбургской начальной школы Бьерн Ленгвенус. В пустом актовом зале он оборудовал телестудию, нанял двух операторов и с их помощью снимает ролики о жизни альма-матер на карантине. "Шоу полуночников", которое каждый вечер выходят на YouTube-канале, с нетерпением ждут не только его ученики, но и коллеги. "Педагогика - мое призвание. Мои двери всегда были для всех открыты. А теперь я целыми днями сижу один в своем кабинете, провожу все эти телеконференции... Так что мое шоу - единственная отдушина, возвращающая меня к воспоминаниям о нормальной жизни", - цитирует Spiegel грустного директора.
Сложные времена настали не только для обычных учебных заведений, но и для музыкальных. "РГ" пообщалась с Тиной Клаус, директором одной из таких школ. "Я преподаю фортепиано. Сейчас мы всем коллективом пытаемся придумать, как организовать учебный процесс в новых условиях. Честно говоря, это очень нелегко, - признает фрау Клаус. - Ведь невозможно учиться музыке, инструменту только дистанционно. Нам, взрослым, тоже очень сложно не видеть ребят. В последнее время я вообще много размышляю о судьбе культуры, которая на фоне эпидемии вдруг оказалась на задворках. Все говорят о ресторанах, магазинах, больницах, но об учреждениях культуры как будто забыли. И это вызывает у меня большую тревогу".