В такой удаленности есть свои плюсы - сейчас здесь нет ни одного заболевшего даже ОРВИ. Поэтому, когда история с вирусом только набирала обороты, директор школы Александра Морозова разработала план: классы разделить на группы, уроки сократить до 30 минут, ежедневная уборка, дезинфекция… Родителей такой расклад вполне устраивал. А вот районная администрация посчитала, что, если велели учиться дистанционно всем, значит, всем.
- Теперь с теми, у кого есть телефон, мы работаем в WhatsApp, - рассказывает педагог. - К другим детям приходим домой. Оставляем возле забора задания в письменном виде, потом также забираем. Дистанционное обучение в нашем случае - это не учеба: у детей нет не то что компьютеров, многие в глаза не видели даже смартфонов. Я тоже не могу обеспечить учеников техникой. В школе всего два нетбука.
Могла ли несколько лет назад выпускница истфака Дальневосточного государственного гуманитарного университета (ныне Педагогический институт Тихоокеанского государственного университета) представить, что ей придется решать такие проблемы?
- Сначала хотела быть учителем русского языка, потому что очень любила свою школьную учительницу русского, - вспоминает Александра. - В 10-м классе влюбилась в авторитет учителя истории и решила, что буду историком. В село приехала вместе со своей однокурсницей. Ее отправили преподавать историю, а меня сделали завучем по учебной работе, воспитателем интерната и, позже… не поверите, учителем английского языка! Преподавателя английского тут не было около пяти лет, и предмет изучали дистанционно. Пришлось согласиться. В каком-то смысле училась вместе с детьми. А всего через два года мне предложили стать директором. В 25 лет!
На должности директора Александра уже пятый год. А коллеги до сих пор не верят, когда называет свой возраст. Тем временем под ее руководством сразу два заведения - школа и интернат.
- В интернате семь учеников. Они не сироты, это дети из соседнего села Улика-Национальное, где есть только начальная школа, - объясняет Александра. - С пятого класса ребята учатся у нас. Уезжают домой на каникулы и праздничные дни, а в остальное время остаются здесь.
Семь лет назад девочки-старшеклассницы из интерната помогли новой учительнице освоить деревенский быт, научили топить печь. Бывшая городская девушка теперь может все. За 15 минут легко перетаскает 200 литров воды из бочки. Вода привозная.
- Зато какая это вода, родниковая! - с улыбкой рассказывает она. - А воздух, а природа! Весной сопки все розовые, потому что багульник цветет. Зимой снег белейший. Когда показываю фотографии, мне говорят: "Да ты там как в сказке живешь!"
Сельская жизнь для нее идеальна. Тихо, спокойно, можно побыть наедине с собой. И часто вспоминается детство - ведь до девяти лет жила у бабушки в деревне. Хотя мысли о переезде вначале были. Александра со смехом рассказывает, как попросила прописать ее в Новокуровке только на год. Потом продлила прописку еще на один, потом на три…
- Не исключаю, что могу переехать, - признается она. - Но если уеду, то только в другое село, побольше. В город возвращаться не хочу. Раз в месяц по работе приезжаю в Хабаровск. И мне этого хватает, чтобы решить дела, сходить в парикмахерскую, купить что-нибудь в магазине, повидаться с родными и друзьями.
В селе у Александры начали сбываться мечты. Например, давнее желание быть учителем русского языка и литературы. Она прошла курсы переподготовки и теперь помогает самому старому педагогу своей школы. Взяла только один класс. Работа директора отнимает слишком много времени. И впору совсем отказаться от преподавания. Но как отказаться от своего призвания?
А учитель она и вправду прекрасный. Две ученицы решили идти по ее стопам и отправились в педагогический колледж. Одна уже окончила и вернулась в родную школу, заочно учится в вузе. Нового педагога директор поддерживает, даже назначила завучем по воспитательной работе. Ведь молодых кадров в школе мало.
- Как привлекать? Программа "Сберегательный капитал", например, хорошее средство, 70% педагогов пришли в нашу школу благодаря этой программе и остались.
Впрочем, пример самой Александры доказывает: селу и так есть, чем привлечь. Зарплаты здесь выше городских благодаря сельским надбавкам плюс полная оплата ЖКУ, да и работать легче за счет того, что в классах нет такой наполняемости, как в городской школе.
- Я могу почти не тратить деньги. Овощи с огорода. Молоко, мясо и мед мне продадут соседи недорого. А в речке много вкусной рыбы. Частенько ученики наловят и просто так угощают, - признается наша героиня. - Когда только начинала работать, у меня была зарплата всего 18 тысяч, и это на две ставки, тогда не было еще ни стажа, ни дальневосточной надбавки. Сейчас получаю около 50 тысяч с учетом педагогической деятельности.
Но больше всего молодого директора привлекают не деньги и не природа, а то, что учитель на селе в авторитете:
- Осталось здесь еще это уважение. Ты приходишь на урок, и все сдают тебе телефоны. Твое слово - закон. Да и многие родители понимают, что трудно найти педагога, и тоже воспитывают в детях уважение к учителям.
- Год основания - 1912
- Количество педагогов - 11
- Средний возраст педагогов - 60+
- Количество учеников - 45