06.05.2020 14:00
Экономика

Траектория полета: как промышленные дроны меняют традиционные производственные процессы

Эксперты рассказали "РГ", в каких секторах промышленности применение беспилотной техники наиболее перспективно и с какими барьерами приходится сталкиваться разработчикам.
/ iStock
Читать на сайте RG.RU

Автоматизация производственных процессов - это не прихоть, а давно назревшая необходимость. Разговоры о внедрении беспилотников в такие сферы, как складская логистика, доставка грузов, сельское хозяйство и транспорт, уже много лет ведутся на самых разных уровнях. Первые дроны появились еще в 1960-х годах, но, кажется, только сейчас стали серьезно восприниматься индустриальными игроками. Беспилотники действительно открывают новые возможности для компаний - от упрощения контроля за качеством до повышения производительности, улучшения процессов мониторинга и инвентаризации.

"Дистанционные виды осмотра любых объектов как никогда актуальны"

Пандемия коронавируса еще больше подогрела интерес к беспилотным аппаратам по всему миру. Разработчики из США и России активно тестируют решения по доставке медицинских грузов и дезинфекции помещений. Власти Китая, а по их примеру и некоторые европейские страны стали задействовать дроны для трансляции объявлений о правилах карантина, контроля за соблюдением гражданами социальной дистанции, патрулирования улиц, распыления дезинфицирующих средств и даже для измерения температуры тела.

Темпы внедрения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и автономной спецтехники в производстве не впечатляют так, как многообразие их прикладных возможностей. В 2018 году объем глобального рынка коммерческих дронов составил всего $5 миллиардов, хотя, по прогнозам экспертов, к 2025 году этот показатель может вырасти до $130 миллиардов. В России использование дронов только началось. Так, по оценке руководителя портала "Российские беспилотники" и гендиректора ООО "Съемка с воздуха" Вячеслава Барбасова, из 18 тысяч официально зарегистрированных Росавиацией беспилотных воздушных судов только около 4 тысяч предназначены для применения в промышленности.

На данный момент ни одна из сфер отечественной промышленности не может похвастаться полноценно действующим беспилотником на своем производстве, считает генеральный директор Avrora Robotics Виталий Савельев: "Все они находятся на стадии разработки или пилотного внедрения, что обусловлено в том числе отсутствием законодательной базы".

По мнению экспертов, именно существующее законодательное регулирование вкупе со сравнительно невысокой заинтересованностью крупных инвесторов стали главными препятствиями для развития беспилотных технологий в России. Как объясняет директор "Дронстрой СК" Кирилл Левчук, "В соответствии с действующим Воздушным кодексом летательный аппарат должен весить до 30 килограммов, перемещаться на высоте до 150 метров и находиться в пределах видимости оператора. Для того чтобы быть экономически эффективными, агродроны или дроны-доставщики должны перевозить тяжелые грузы и летать на большие расстояния без участия человека, то есть весить гораздо больше и находиться вне поля зрения оператора".

Со своей стороны, инвесторы осторожно относятся к внедрению решений, не доказавших свою эффективность в рамках их отраслей или использование которых требует разработки либо изменения законодательства. "Заказчики готовы серьезно вкладываться только в те технологии, которые уже несколько лет успешно эксплуатируются за рубежом. Говорить о каких-то прорывных внедрениях у нас в этом случае нереально. Пока не появится системный инвестор, мы так и будем в роли догоняющих", - предостерегает руководитель проекта AutoDrone, генеральный директор компании ООО "Садко Мобайл" Александр Федосеев.

Инновации проникли во все сферы нашей жизни

При этом очень часто клиенты ждут, что разработчики продемонстрируют реальный опыт внедрения с хорошо прослеживаемой динамикой, а это может занять годы, рассказывает Вячеслав Барбасов: "Проблема в том, что пилотироваться на себе никто не хочет. Чтобы выйти на новый рынок, нужны сильный финансовый ресурс, терпение и заинтересованные партнеры".

Поэтому даже несмотря на открывающиеся возможности и возросший на волне пандемии спрос на беспилотники, эксперты скептически относятся к тому, что существующие тенденции развития сектора в России сильно изменятся. Как заметил технический директор "Цуру Роботикс" Никита Родиченко, "пандемия вряд ли окажет на рынок БПЛА какое-то особенное влияние по сравнению с другими рынками. Да, появляются новые способы применения дронов, например, для распыления обеззараживающих агентов, но это единичные случаи".

Многие из таких тестируемых решений "хайповые" и не найдут дальнейшего реального применения, считает и Вячеслав Барбасов: "Здесь самой перспективной можно назвать доставку грузов, и то не потому, что без нее нельзя будет обойтись. Это скорее подготовка к тому, чтобы при необходимости мы могли оперативно развернуть логистические маршруты, например, из больницы в дальние населенные пункты".

Основные сферы применения

Глобальное исследование рынка коммерческих дронов DroneDeploy показывает, что во всем мире беспилотные технологии активнее всего применяются в строительной отрасли (в 2018 году скорость внедрения по сравнению с прошлыми годами выросла на 239%), горнодобывающей промышленности (198%), сельском хозяйстве (172%) и георазведке (171%). При этом главной областью применения дронов во всех отраслях остается аэросъемка и мониторинг.

Вопреки скептическому настрою российских инвесторов показатели эффективности внедрения беспилотных решений впечатляют: в среднем компаниям удалось окупить инвестиции в технологию (ROI) в три-пять раз. В отдельных случаях в нефтегазовом секторе удалось сэкономить до 90% расходов, выделяемых на ликвидацию последствий разлива нефти, благодаря улучшенному мониторингу состояния нефтепровода и системе предупреждения аварий. Также участники исследования сообщили, что аэросъемка позволила им на 55% снизить риски для здоровья рабочих и в 5-20 раз увеличить производительность их работы за счет более оперативного и точного анализа информации о площадке.

"Делойт", СНГ запустил сервис для отслеживания нововведений в сфере государственной поддержки населения и экономики в период неопределенности

Как объясняет Вячеслав Барбасов, востребованность услуг по дистанционному зондированию землю (ДЗЗ), в том числе в России, объясняется невысокой ценой и очевидной выгодой: "В отличие от спутниковой съемки, которая охватывает большие площади, занимает много времени и дает не очень точные результаты, аэросъемка с дронов осуществляется быстро и качественно".

"Аэросъемка при помощи беспилотника максимально приближена к требованиям заказчика. Спутнику не скажешь: "Поверни на несколько градусов левее, потому что мне хочется туда посмотреть". На беспилотнике это все легко реализуемо", - добавил директор "Дронстрой СК" Кирилл Левчук.

От аэросъемки к многофункциональности

Области применения беспилотных технологий постоянно расширяются - они уже не ограничиваются аэросъемкой. Дроны могут не только делать красивые высококачественные снимки, но и собирать труднодоступную информацию, ускорять доставку грузов и минимизировать участие человека в производстве.

1.Расширение возможностей мониторинга производства

Дроны позволяют предприятиям существенно улучшить процесс мониторинга и обеспечить высокое качество выпускаемой продукции или предоставляемых услуг. К примеру, автономные средства, оснащенные технологиями инфракрасного или теплового зрения, могут собирать точную информацию о температуре поверхности деталей и состоянии оборудования, а в случае перегрева - моментально оповещать о неисправности.

Руководитель портала "Российские беспилотники" и гендиректор ООО "Съемка с воздуха" Вячеслав Барбасов: "Популярность набирают смотры промышленных объектов при помощи беспилотных средств - осмотр труб внутри и снаружи, анализ помещений сложных объектов на разрушения и так далее. Сюда же относится и проверка самолетов после прилета. Раньше это делал человек при помощи спецсредств, и это был очень долгий процесс. БПЛА же справляется намного быстрее, вместо нескольких часов - за несколько десятков минут".

Руководитель проекта AutoDrone, генеральный директор компании ООО "Садко Мобайл" Александр Федосеев: "В ближайшей перспективе появятся комплексные решения по полной автоматизации всех процессов мониторинга как на отдельно взятом объекте, так и на протяженных коммуникациях, включая федеральные - автодорогах, электросетях, трубопроводах. На всей площади мониторинга разворачивается сеть зарядных станций для базирования БПЛА, связанных с центральной диспетчерской через интернет. Дроны производят мониторинг своей зоны ответственности по заданным маршрутам и расписанию, затем передают информацию для обработки в диспетчерскую. Таким образом, единожды развернув систему, можно оставить только тревожные и ремонтные службы, в разы сократив персонал и значительно повысив скорость реагирования".

Кубит Шредингера: заменит ли квантовый компьютер традиционный ПК

2. Экономия времени при инвентаризации

Помимо разных видов мониторинга беспилотники можно использовать для проведения точных инвентарных проверок. Это рутинная задача, требующая значительных временных и ресурсных затрат на складах и заводах. Дроны же могут выполнять инвентаризацию в несколько раз быстрее человека за счет технологий сканирования идентификационных чипов и штрих-кодов.

Генеральный директор RoboCV Азиз Бейтулаев: "При инвентаризации хорошо работает связка беспилотника и дрона. Наши автономные погрузчики оснащены датчиками для навигации, они знают, где находятся и могут сообщить дрону, какую ячейку он должен отсканировать. Очевидная проблема БПЛА, которую пока трудно решить, - это малый заряд аккумулятора. На своем же роботе мы можем установить станцию подзарядки, чтобы дрон мог при необходимости сесть на платформу и через некоторое время продолжить сканирование".

3. Оптимизация внутренней логистики предприятия

Транспортировка деталей между различными площадками внутри предприятия или группы предприятий - задача сложная и недешевая. Чем больше территория завода и чем сложнее процесс производства, тем выше риск перебоя в поставках и срыва сроков. Современные беспилотники, включая летательные аппараты, способны перевозить многокилограммовые грузы. Если логистика их маршрутов выстроена правильно, они в срок доставят продукцию на склады и в последующие пункты назначения. К примеру, БПЛА могут быть запрограммированы на то, чтобы при необходимости пролетать над зданиями, а автономные погрузчики - реагировать на препятствия в режиме реального времени.

Генеральный директор RoboCV Азиз Бейтулаев: "На производствах с конвейерной сборкой беспилотники подвозят прицепы с комплектующими, люди снимают необходимые запчасти и отпускают робота дальше по маршруту. Есть и роботы, которые занимаются перевозкой паллет, - они используются как на складах, так и на производствах. Беспилотник забирает с конвейера паллеты, увозит в зону буферного хранения и ждет, пока выйдет новая паллета с продукцией".

Научный центр RAND Corporation обратил внимание мировой общественности на квалиметрические методы, используемые при оценке стоимости "цифровых объектов" для IPChain

4. Модернизация сельского хозяйства

В сельском хозяйстве дроны могут бесперебойно работать в самых труднодоступных местностях, и в этом заключается их ключевое преимущество перед человеком. Беспилотные тракторы, агродроны - это уже не фантастика, а большой сегмент мирового рынка сельхозтехники ($9,8 миллиарда в 2018 году) и важная составляющая системы точного земледелия.

Директор "Дронстрой СК" Кирилл Левчук: "Сейчас БПЛА активно используются для проведения съемок, позволяющих определить состояние сельхоз культур, их вызревание, наличие воды в грунте. Также востребованы решения по обработке полей активными веществами. Уже есть агродроны, которые могут нести 30 литров полезной нагрузки, в нашем случае, жидкости для обработки сельхозкультур, в течение 30 минут. Эти аппараты могут применяться в любых сферах растениеводства, эффективнее всего - при обработке виноградников, растущих на горных террасах".

5. Автоматизация горнодобывающей промышленности

В горнодобывающей отрасли отлично поддаются автоматизации при помощи роботизированной техники процессы, связанные с бурением и перевозками авто- или ж/д транспортом. В России при реализации таких решений разработчики часто сталкиваются с трудностями, вызванными погодными условиями, в том числе обледенением дорог, что требует дополнительных алгоритмов расчета движения беспилотников.

Директор по развитию "ВИСТ Групп" Дмитрий Клебанов: "Рынок беспилотной техники в горнодобывающей промышленности только формируется, но уже сейчас есть много технических предпосылок для его быстрого развития. Это и удешевление технологий сканирования окружения - лидаров и радаров, и повышение надежности каналов связи, развертывание систем 5G сотовыми операторами. Думаю, когда через несколько лет будут проанализированы первые результаты пилотных внедрений, горнодобывающие компании перейдут из тестирования беспилотных решений в стадию тиража лучших практик".

Бизнес