- Рассказывать о мерах поддержки, принятых на федеральном и региональном уровнях, наверное, смысла нет - об этом сказано и написано достаточно. Но как человек, по долгу службы ежедневно получающий обращения десятков предпринимателей - а за последний месяц в адрес нашего аппарата обратилось 330 заявителей, - я постараюсь объяснить, почему, по мнению бизнеса, эти меры не будут работать так, как это планировалось изначально. И почему эту поддержку получит гораздо меньшее количество предпринимателей, чем хотелось бы.
Первое и, пожалуй, главное: утвержденный правительством РФ перечень пострадавших отраслей экономики охватывает далеко не все сферы, которые сегодня практически молят о помощи. Эта формулировка - "просим включить ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) такой-то в перечень пострадавших отраслей" - фигурирует в каждом втором обращении в адрес аппарата уполномоченного. Если ОКВЭД не включен в перечень, организация автоматически лишается права претендовать на преференции налогового характера, перенос платежей по кредитам, снижение страховых взносов, отсрочку арендных платежей и на прочие меры поддержки. При этом предприятие может работать в сфере, максимально приближенной к деятельности пострадавших отраслей, но если ОКВЭД "не тот", то с большой долей вероятности в поддержке ему будет отказано.
Яркий пример - обратившийся к нам частный институт повышения квалификации, который работает под ОКВЭД 85.42 "Образование профессиональное дополнительное". В федеральный же перечень наиболее пострадавших отраслей включен ОКВЭД 85.41 "Образование дополнительное детей и взрослых". Как видно даже из названия, разницы практически никакой. Но в выдаче кредита на зарплату под ноль процентов предпринимателю было отказано, как, впрочем, и в других мерах, на которые могут претендовать пострадавшие отрасли. С одной стороны, формально банк, отказавший в выдаче кредита, прав. С другой, к каждой ситуации, особенно в сложившихся обстоятельствах, нужно подходить индивидуально.
Кстати, "не тот ОКВЭД" - наиболее распространенная причина отказа банков в получении кредита под ноль процентов не только в Ярославской области, но и в других регионах России. Вторая причина - отсутствие у организации "зарплатного проекта" в банке. Замечу, что это требование не указано Центробанком в числе обязательных, поэтому, чем руководствуются финансовые организации, предъявляя его потенциальным заемщикам, - не совсем понятно.
Еще один пример - недавнее обращение в наш адрес небольшой фабрики по производству мебели, которая также просит о включении их ОКВЭД в перечень пострадавших. Организация работает на упрощенной системе налогообложения (УСН) "доходы минус расходы", но так как к пострадавшим отраслям не относится, то и под принятую недавно на уровне Ярославской области меру поддержки - снижение налоговых ставок для предприятий на УСН - не подпадает. По этой же причине она не сможет получить и рассрочку по обязательным выплатам в бюджет. Между тем падение доходов у фабрики более чем существенное: если в марте 2020-го доходы составили 2,7 миллиона рублей, то в апреле - 370 тысяч рублей. А ведь с этой суммы нужно заплатить налоги, страховые взносы, выплатить зарплату 15 сотрудникам. Пытаясь удержаться на плаву, компания, как и большинство торговых организаций, перешла в режим онлайн-продаж, но многие покупатели все же предпочитают увидеть мебель своими глазами, оценить на ощупь фактуру материалов, поэтому и поиск новых форм работы с клиентами результата не дал.
Все это дает основание говорить о том, что оценка отраслям, которые признаны пострадавшими, дана не совсем объективно. Поэтому абсолютное большинство региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей выступают за то, что пострадавшим в ситуации с пандемией коронавируса нужно признать весь бизнес или изменить принцип господдержки предприятий. Федеральный бизнес-омбудсмен Борис Юрьевич Титов в свою очередь предложил президенту распространить те или иные меры господдержки на все предприятия, которые могут документально подтвердить падение выручки за март - апрель 2020 года на 30 процентов и более по сравнению с январем - февралем 2020-го. Вторым предложенным условием является сокращение персонала этих предприятий не более чем на десять процентов с 28 марта 2020 года.
Следующий момент, на который обращает внимание большинство предпринимателей, - довольно жесткие требования к субъектам МСП - потенциальным получателям государственных субсидий в целях сохранения занятости. Речь идет о выплатах в апреле - мае в размере 12130 рублей на одного сотрудника для предприятий пострадавших отраслей. В соответствии с утвержденными требованиями у получателя по состоянию на первое марта должна отсутствовать задолженность по налогам и страховым взносам в совокупности выше трех тысяч рублей, а среднесписочная численность работников должна составлять не менее 90 процентов от количества сотрудников по состоянию на март 2020 года. Безусловно, это существенно сужает круг потенциальных получателей этого вида поддержки.
То, что проблемы сложнейшие и в один день их не решить, понимают все. Поэтому предметный диалог с бизнесом сегодня важен как никогда. Это даст возможность услышать, скорректировать, понять, как антикризисные меры работают на практике. К сожалению, пока некоторые предприниматели открыто заявляют, что им проще сократить людей и ждать лучших времен для восстановления бизнеса, чем пытаться выплыть в сложившейся ситуации. Очень надеюсь, что позиция предпринимательского сообщества и его правозащитных институтов будет услышана, а бизнес, особенно малый, которому сегодня приходится тяжелее всех, в своей повседневной деятельности эти изменения почувствует.