"Инициативы о законодательном закреплении требований оснащать высокоавтоматизированное транспортное средство специализированным техническим устройством, позволяющими идентифицировать источник и причину возможного происшествия ("черный ящик"), направлены на повышение безопасности дорожного движения и, безусловно, поддерживаются Минтрансом России", - сообщили "РГ" в министерстве.
Также беспилотники нужно оснащать средствами идентификации в дорожном потоке, отметили в Минтрансе.
Участие беспилотных автомобилей в дорожном движении сейчас необходимо урегулировать законодательно. Для развития такой наукоемкой отрасли как высокоавтоматизированный и подключенный транспорт необходимо находиться в постоянном контакте с передовыми отечественными организациями, центрами компетенций цифровой трансформации, учитывать их научно-технологический задел, отметил директор Департамента цифровой трансформации Минтранса России Дмитрий Баканов.
Беспилотники уже проходят испытания на дорогах во Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской и Самарской областях, Чувашской Республике, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономном округах, Краснодарском крае, в Москве и Санкт-Петербурге. Миллионы водителей и пешеходов стали невольными участниками испытаний новых технологий. Потому помимо тестирования самих автомобилей необходимо отрабатывать создание и регулирование "новой" дорожной инфраструктуры, считают в ассоциации "Цифровой транспорт и логистика" (ЦТЛ).
Как отметил главный аналитик ассоциации Андрей Ионин, в дорожном движении юридически определены зоны ответственности всех участников, сами водители знают, что им делать в случае ДТП. "Очевидно, что с беспилотными автомобилями здесь возникает трудность, потому что причина может быть связана с ошибками систем автомобиля и программного обеспечения", - подчеркнул он.
По этой причине в ассоциации ранее предложили Минтрансу оснащать беспилотники "черными ящиками". Это позволит обученным специалистам проводить независимый разбор аварий и определять "виновника", которым, возможно, может стать разработчик программного обеспечения. Тем самым будет сделан первый шаг к созданию новой юридической базы, отметил Ионин.
Также беспилотники обязательно должны быть отмечены каким-либо знаком, например, дополнительным световым сигналом (маячком) на крыше автомобиля, чтобы водители знали, с чем имеют дело на дороге, считают в ассоциации. Маячок должен включаться только в тот момент, когда автомобиль переходит в беспилотный режим движения, и выключаться, когда автомобиль переходит под управление человека. "Тогда по примеру учебных автомобилей другие водители и пешеходы смогут сами выбирать свои действия при встрече с беспилотником", - пояснили в объединении.
Как отметили в Минтрансе, вопросам законодательного регулирования возможности использования беспилотников уделяется особое внимание. Также должны быть установлены необходимые требования безопасности при их эксплуатации.