12.05.2020 21:55
Общество

Автономный "Витязь-Д" испытали на дне Марианской впадины

Автономный "Витязь-Д" испытали на дне Марианской впадины
Текст:  Александр Емельяненков
Российская газета - Федеральный выпуск: №100 (8154)
На дно Марианской впадины - до глубины 10028 метров - впервые в мире сходил и благополучно вернулся полностью автономный необитаемый подводный аппарат (АНПА) "Витязь-Д", созданный в России. Это погружение, символически приуроченное к 75-летию Победы, сейчас обсуждают представители разных профессий - конструкторы, океанологи, гидрографы, судостроители, путешественники и, конечно, военные.
/ ЦКБ "Рубин"
Читать на сайте RG.RU

Вопрос самый первый и главный: а в чем тут, собственно, новизна и причина для гордости?

Глубину Марианского желоба измерили эхолотом еще в 1951 году - англичане назвали тогда 10 863 метра. Советская научная экспедиция на судне "Витязь" в 1957-м уточнила: 11 022. В январе 1960 года на батискафе "Триест" в эту бездну впервые погрузились люди - Дон Уолш и Жак Пикар. В марте 2012-го туда же - в одиночку! - сходил кинорежиссер Джеймс Кэмерон.

На дне Марианской впадины нашли то, что меньше всего ожидали увидеть

Широко известны и две миссии необитаемых подводных аппаратов в Марианской впадине: японский исследовательский зонд "Кайко" (1995 год) и американский аппарат "Нерей" (2009 год). Причем последний зафиксировал глубину 10 902 метра, снимал видео, сделал несколько фотографий и собрал образцы отложений на дне.

Так в чем российское ноу-хау? Как пояснили "РГ" в Фонде перспективных исследований, упомянутые выше аппараты были связаны с обеспечивающими их судами оптоволоконным кабелем. То есть оставались по существу аппаратами телеуправляемыми - "привязанными" к кораблю, а это резко ограничивает их возможности и лимитирует радиус действия фактической длиной кабеля. Разработанный в ЦКБ "Рубин" (Санкт-Петербург) АНПА "Витязь-Д" - это полностью автономный маневрирующий аппарат для сверхглубоких погружений. Контакт с судном обеспечения и глубоководной донной станцией у него только по каналам гидроакустической связи - никаких проводов.

О начальной стадии этого проекта мы подробно рассказывали. Тогда в "Рубине" совместно с ФПИ была организована Лаборатория морских роботизированных комплексов. Ставилась совершенно конкретная задача - создать морской роботизированный комплекс для выполнения сверхглубоководных погружений и проведения уникальных научных исследований в глубоководных районах Мирового океана, включая районы, ранее недоступные человеку.

Заказчиком выступил Фонд перспективных исследований. Куратор этого проекта от ФПИ Виктор Литвиненко тогда же заявил: "В проектные характеристики закладывается возможность погружения на 12 тысяч метров. Мы понимаем, что официальная глубина Марианской впадины несколько меньше, но там есть неисследованные области. Например, "пятно Челленджера", в которое пока никто не погружался, и какова там глубина, точно не известно. На такую глубину погружалось лишь несколько человек, а широкомасштабные исследования не проводила ни одна страна. Мы же хотим исследовать территорию вокруг места спуска аппарата в радиусе 150 километров".

Донная станция имеет с судном обеспечения кабельную связь и служит приемником-ретранслятором того, что видит и передает маневрирующий аппарат

Сам маневрирующий аппарат представляет собой проницаемую конструкцию нулевой плавучести, ее силовые основания изготовлены из титановых сплавов. Внешние обводы - из сферопластика, он компенсирует избыточный вес аппарата и придает ему обтекаемую форму. В движение АНПА приводится четырьмя маршевыми и десятью подруливающими электродвигателями.

"Витязь-Д" вооружен эхолотами, гидроакустическими средствами навигации и связи, гидролокаторами бокового обзора, имеет внешние видеокамеры, осветительные приборы и специальное научно-исследовательское оборудование. Все вместе взятое позволяет производить на глубинах до 12 километров обзорно-поисковую и батиметрическую съемку района, забор проб для исследования структуры верхнего слоя донного грунта, гидролокационную съемку рельефа дна, осуществлять измерения гидрофизических параметров морской среды.

Туристы впервые погрузятся на дно Марианской впадины

Помимо маневрирующего АНПА в состав комплекса входят глубоководная донная станция и аппаратура пункта управления. Корабельное оборудование комплекса обеспечивает информационный обмен судна-носителя с подводным аппаратом и донной станцией в режиме реального времени по гидроакустическому каналу. Комплекс полностью состоит из комплектующих российского производства.

А зачем подвижному АНПА нужна глубоководная донная станция? Как пояснили ее разработчики в "Рубине", ГДС выполняет роль подводной базовой станции - аппарат в автономном режиме устанавливает с ней связь по гидроакустическому каналу и производит корректировку своего местоположения. Кроме того донная станция способна транслировать на АНПА команды управления с судна-носителя. В кооперации c питерским "Рубином" по этому проекту работали НИИ гидросвязи "Штиль", Государственный научный центр ЦНИИ робототехники и технической кибернетики, Институт проблем морских технологий Дальневосточного отделения РАН и другие организации.

Наука