По соседству с плесенью
В этих четырех стенах не развернешься: из мебели только две двухъярусные кровати, диван, стол и шкаф. Трудно представить, как здесь размещаются двое взрослых и шестеро детей, старшей из которых 15 лет, а младшему - год. В комнате они едят и спят, учатся и играют. Кухня и туалет общие на три семьи. Но хуже всего, что по стенам расползлась черная плесень, которую, по словам хозяйки, "никакие средства не берут".
- Пытались бороться, но она опять появляется. Поэтому в прошлом году обратились к юристу, он помог составить письма и отправить в разные инстанции. В итоге управляющая компания обещала в течение года решить проблему, но пока ничего не сделала, - рассказала Анастасия Федорова. - Врачи говорят, что возможно из-за этой плесени наши дети болеют: четырехлетний Матвейка - аллергик, а у старшей дочери Арины с пяти лет бронхиальная астма. Она сильно кашляет и задыхается, часто приходится лежать в больнице, постоянно пить лекарства.
Когда в Башкирии объявили режим самоизоляции, ситуация стала более проблемной. Во-первых, без работы и заработка остался отец семейства Сергей: мебельная компания, в которой он трудился, на время карантина закрылась. Во-вторых, все шесть детей теперь постоянно находятся дома вместе с родителями: ведь школы и детсады не работают. Возникли и финансовые трудности, жить приходится только на пособия, это около 20 тысяч рублей в месяц. А кормить детей нужно. Спасают продукты, которые выделяют из школы для детей, но не сильно. В течение дня готовить приходится несколько раз - большую кастрюлю супа в семье Федоровых съедают за один присест.
Учиться и не мучиться
Еще одна проблема - условия для дистанционного обучения трех старших девочек-школьниц.
- Наш ноутбук сломался, и дочкам пришлось учиться, используя телефоны. Но мир не без добрых людей - на днях депутат госсобрания Башкирии Лия Хафизова принесла девочкам ноутбук. Стало чуть полегче, - говорит Анастасия.
Во время онлайн-занятий старших девочек младшие дети сидят в той же комнате. Родители стараются их чем-нибудь увлечь хотя бы на короткое время, чтобы не шумели, но это не всегда удается.
- Бывает, плачут или дерутся, но не могу же я им рты закрывать. Учителя ругаются. А что мы сделаем? Кричать на малышей бесполезно, - делится мама многочисленного семейства.
По ее словам, восьмикласснице Арине дистанционное обучение дается легко, она даже подтянулась в учебе, а вот семиклассница Карина часто не понимает новые темы. Маме приходится самой объяснять дочери задачки и одновременно заниматься с сыном Павликом, который в следующем году идет в первый класс.
- Изредка выходим на прогулку, если так можно назвать полчаса стояния у дома, ведь на площадку запрещено ходить. Боимся, как бы дети не заразились, тогда все сляжем, поэтому и сидим постоянно все вместе в комнате. Надежда на то, что очередь на получение жилья подойдет, и мы куда-нибудь переедем. Я даже на маленький домик согласна, лишь бы с нормальными условиями, - говорит Анастасия.
Ждете - не дождетесь?
Федоровы уже четыре года ждут сертификат на улучшение жилищных условий. Но очередь практически не сдвинулась.
- В районах многодетные семьи после подачи документов через год-два получают новое жилье, а в Уфе это длится десятилетиями. Последний раз из администрации города прислали ответ, якобы мы не можем претендовать на социальное жилье из-за того, что муж не приложил к документам справку о доходах, поэтому нас не признали малоимущими. Но ее за четыре года у нас никто не попросил! Теперь же ему сказали, что нужно все документы собирать заново, в том числе из Росреестра. У нас нет денег на госпошлину - около 500 рублей за человека! Хотя, судя по ответам чиновников, очередь все равно подойдет не раньше, чем через десять лет, когда старшим дочерям исполнится 25! - объяснила Анастасия.
Стоит уточнить: Федоровы живут в социальном жилье, выделенном отцу Сергея, поэтому семья не может приватизировать его, продать и приобрести что-то другое. Материнский капитал, который им выдали несколько лет назад, направили на оплату детского сада и покупку участка земли в Нуримановском районе. Только потом родился шестой малыш Богдан, и о стройке пришлось забыть. На ипотеку они даже не рассчитывают. Да и в суд на администрацию города подать не могут, потому что для этого нужны деньги, которых и так не хватает.
- До слез обидно, когда нас обливают грязью, типа - нарожали, вот и обеспечивайте! Мы ведь просим только то, что положено по закону. Я росла в многодетной семье и категорически против абортов. Дети - наше богатство, мы их обязательно поставим на ноги, - подчеркнула Анастасия Федорова. Очередь - это надолго
Очередь - это надолго
В государственном комитете Башкирии по строительству и архитектуре уточнили, что по данным на 1 января 2020 года в республиканском списке многодетных семей, имеющих право на получение жилищного сертификата, семья Федоровых числится под номером 1346 и не относится к категории семей, имеющих преимущественное право. Вот если бы их дом признали аварийным и не подлежащим ремонту - это право бы появилось.
Всего в очереди чуть более 1,7 тысячи семей. Ежегодно выделяют лишь 140-150 сертификатов. По примерным расчетам купить квартиру на средства сертификата Федоровы смогут через девять лет. Шанс сохранить право у них есть только при условии, что все эти годы никто из детей не вступит в официальный брак и продолжит жить (хотя бы сохранит регистрацию) на этих 15 квадратных метрах.
По данным пресс-службы администрации Уфы, в столице республики на учете стоят 110 многодетных семей, имеющих пять и более детей и нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Но в прошлом году жилищный сертификат получили всего три семьи этой категории.
- Эта мера поддержки предоставляется в пределах средств, предусмотренных в бюджетом РБ на жилищные сертификаты для многодетных. В свою очередь, муниципалитет неоднократно обращался в правительство республики и госстрой с просьбой об увеличении выделяемых средств, но пока все без изменений, - отметили в администрации Уфы.
Лия Хафизова, депутат Госсобрания - Курултая РБ:
- Федоровы - дружная семья. Родители стараются дать детям все, что могут. Жилье им полагается по закону, но приходится стоять в очереди. А вот решить вопрос с временным жильем из-за плесени, думаю, можно. Я обратилась с таким запросом в администрацию Орджоникидзевского района, но ответа пока нет.
К сожалению, Федоровы - не единственные, кому сейчас нужна помощь государства. Проблема в том, что сегодня семьям с пятью и более детьми предоставляют жилпомещения по договорам соцнайма на основании статьи 57 Жилищного кодекса РФ только в порядке общей очереди и при условии, что они поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении условий проживания. В прошлом году я внесла в Госсобрание-Курултай РБ законопроект, который предусматривает для таких семей право на внеочередное получение социального жилья. К сожалению, законопроект отклонили, но мы не сдаемся, доработаем его и вновь представим на суд коллег. цифра
1,8 "квадрата" метра жилплощади приходится на каждого члена семьи Федоровых.