- На данный момент отрасль более-менее стабильна, так как промышленное производство в стране еще не показало значительного снижения: многие предприятия продолжают работать, используют накопленные ранее складские запасы сырья, комплектующих и готовой продукции. Однако дальше многое зависит от того, когда в России коронавирус пойдет на спад: карантин вполне может затянуться на несколько месяцев и даже до конца года, - отмечал еще в середине апреля гендиректор Верхнесалдинского металлургического завода Ильдар Мухутдинов.
Но ситуация на рынке меняется довольно быстро и не в лучшую сторону. В целом ее объективно характеризуют цифры, которые привел на днях министр транспорта РФ Евгений Дитрих: в апреле погрузка на сети российских железных дорог снизилась в среднем на 11 процентов, а наиболее существенно, на 20 процентов, по самым доходным грузам - нефти и металлам.
Перспективы уральских металлургов не радужные еще и потому, что значительная часть продукции традиционно шла на экспорт, который сокращается, учитывая жесткий карантин в странах - основных потребителях металлов. Как отмечает отраслевой эксперт Леонид Хазанов, глобальный рынок находится в состоянии сильнейшей стагнации спроса и цен со времен знаменитого кризиса 2008 года. Причем это в равной степени касается и черных, и цветных металлов - резкое уменьшение заказов коснулось всех.
Ситуация с экспортом настолько непростая, что представители нескольких уральских компаний просто отказались ее комментировать. Взять сталь, цена которой на Лондонской бирже металлов в январе достигала 300 долларов за тонну, а 1 апреля снизилась до 224-х. Затем последовал некоторый подъем (по данным на 12 мая - 252,5 доллара), однако ожидать стабильного роста не приходится. Еще хуже выглядит кривая цен на алюминий: с 1,8 тысячи долларов за тонну в начале года она упала к апрелю до 1420-ти и с тех пор выросла незначительно.
Металлурги - реалисты, поэтому в сложившейся ситуации просто сокращают издержки. По данным открытых источников, крупнейшие российские производители стали уже официально объявили о сокращении инвестиционных программ. В частности, Магнитогорский металлургический комбинат намерен в этом году снизить вложения на 20 процентов - до 700 миллионов долларов.
Еще более жесткие меры приходится принимать корпорации "ВСМПО-АВИСМА", занимающей четверть мирового рынка титана: из-за пандемии авиаперевозки в мире упали на 90 процентов, соответственно снизилась потребность в новых самолетах и запчастях. Все основные потребители продукции верхнесалдинского предприятия практически остановили производство, в связи с чем ему пришлось кардинально пересмотреть свои планы, уменьшив объем выпуска продукции в 2020 году с 39 до 26,5 тысячи тонн. Неизбежно и сокращение издержек, в частности, перенос инвестпроектов, закрытие части производственных участков с консервацией оборудования и приведение фонда оплаты труда "в соответствие с актуальной производственной программой". Пока сотрудникам предложено работать по графику укороченной рабочей недели. "Уверен, если сегодня мы сможем собраться и быстро перейти на антикризисные рельсы, как сделали в 2009 году, то мы достойно переживем это время", - заявил недавно на официальном сайте ВСМПО-АВИСМА генеральный директор Михаил Воеводин. Впрочем, выразив надежду, что сокращений удастся избежать, сам руководитель, возглавлявший титановую корпорацию с 2009 года, 6 мая внезапно покинул свой пост.
Особое значение для Урала имеет ситуация на мировом рынке меди, ведь два здешних холдинга - Уральская горно-металлургическая (УГМК) и Русская медная (РМК) компании - суммарно производят свыше половины этого металла в России.
Цены на медь на Лондонской бирже с 16 по 31 января в связи со вспышкой коронавируса в КНР резко упали - с 6301 до 5570 долларов за тонну. После небольшого восстановления последовал новый резкий спад - до 4617 долларов 23 марта. Затем котировки стали потихоньку расти, и на 12 мая цена достигла 5231 доллара. "Столь резкая смена трендов указывает на доминирование спекулятивной составляющей. Участники рынка в очередной раз проявили повышенную чувствительность к циркулирующим в СМИ новостям", - осторожно комментируют пики графика аналитики УГМК на сайте компании. По мнению некоторых экспертов, финансовое состояние этого холдинга как раз может ухудшиться в связи с тем, что УГМК имеет значительную долговую нагрузку. Впрочем, фатальных последствий не будет: уральская компания весьма устойчива.
- Мировой рынок меди испытывает негативное влияние от падения деловой активности в связи с распространением COVID-19. Это привело к снижению спроса на металл и, следовательно, падению мировых цен, которое в марте составило порядка 20 процентов. Однако РМК при построении финансовой модели деятельности всегда исходила из консервативных оценок состояния и перспектив рынка. Это позволило создать запас прочности, который вместе с мерами по управлению себестоимостью продукции обеспечивает компании стабильность при различных сценариях развития событий, в том числе при снижении биржевых цен на медь, - сообщили "РГ" в департаменте информационной политики РМК.
В компании отмечают: по мере снятия ограничений в Китае, на долю которого приходится более половины мирового потребления меди, на рынке наблюдается восстановление спроса. А сокращение добычи на рудниках в Латинской Америке (закрытых из-за того же коронавируса. - Прим. ред.) оказывает поддержку ценам. В целом восстановление мировых цен на рафинированную медь будет зависеть от скорости преодоления последствий пандемии и возобновления деловой активности в странах Запада, которые являются основными потребителями готовой медьсодержащей продукции, считают в РМК.
- В 2020 году я бы не стал ожидать быстрого восстановления глобального рынка меди. Тем не менее импорт в КНР уже стал увеличиваться, что внушает определенный оптимизм, - отмечает Леонид Хазанов. - Однако сокращения объемов добычи медных руд и выпуска чистого металла избежать не удастся. В основном это коснется рудников и заводов с высокими издержками и низкой рентабельностью, расположенных в Европе, Северной и Южной Америке. Российским же компаниям будет все-таки полегче, так как они давно проводят политику рациональной оптимизации финансовых ресурсов и не распыляют средства на множество дорогостоящих инвестиционных проектов. Да и государство не оставит их в беде.
По мнению Ильдара Мухутдинова, мировая промышленность будет адаптироваться к последствиям пандемии еще и в 2021 году, а спрос на металлы может в итоге снизиться на 10-15 процентов. Высокая стоимость доллара и евро не особенно смягчит это падение для экспортеров, поскольку кризис мирового масштаба. Однако, по его словам, металлургия - достаточно простая отрасль, которая следует за бизнес-циклом. В фазе падения при любом кризисе она находится около года-двух, затем начинается восстановление: нужно строить автомобили, оборудование, дома, дороги, энергомощности - все это требует металла. После кризиса 2008 года отрасль восстановилась примерно к 2011-му, после спада 2015-го - к 2017-му. В этот раз металлургия выберется из ямы к концу 2021-го - началу 2022 года.
Все материалы сюжета "COVID-19. Мы справимся!" читайте здесь.