19.05.2020 17:15
Общество

Игорь Барциц: онлайн-образование - это дополнение "живого" образования

Тема с директором Института государственной службы и управления РАНХиГС Игорем Барцицем
Текст:  Валерий Выжутович
Российская газета - Федеральный выпуск: №106 (8160)
Предстоящее лето - время вузовских приемных кампаний - уже сейчас требует ответа вопрос, готовы ли российские университеты решить задачу с множеством переменных. К чести ведущих учебных заведений следует признать, что им удалось оперативно перенести образовательный процесс в онлайн. Преподаватели вне зависимости от возраста и технологической продвинутости в деталях, используя известные до недавнего времени лишь узкому кругу айтишников термины, обсуждают преимущества и недостатки дистантных платформ. Однако остается неопределенность с поступлением. Как подать документы? Как сдавать внутренние испытания? И самое главное, насколько вообще может измениться образовательный процесс после преодоления пандемии?
/ Александр Корольков
Читать на сайте RG.RU

Обсудим тему с Игорем Барцицем - директором Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ.

Мы не оказались в будущем. Нам просто дано подумать, как пережить настоящее

Интернет переполнен всевозможными поучительными и шутливыми картинками, курьезами и казусами удаленного взаимодействия студентов и профессуры. При этом рефреном звучит тезис о наступившем будущем, новой реальности, к которой нам предстоит приспособиться. О таком будущем мечтали представители университетского сообщества?

Как пройдет последний звонок в школах

Игорь Барциц: Боюсь вас разочаровать: нет, мы не оказались в будущем. Нам просто дано подумать, как пережить настоящее. Складывается ощущение, что многие воспринимают происходящее как некую компьютерную игру. Игровое восприятие - это, с одной стороны, спасение психики от нарастающего негатива, с другой - результат того, что для подавляющего большинства (за исключением власти, пытающейся мобилизовать страну на противодействие пандемии, врачей и эпидемиологов, заболевших и их родственников) происходящее носит характер телевизионной трансляции и дает поводы для упражнений в остроумии. Будем откровенны: ни эксперты, ни обыватели пока не отдают себе отчета в последствиях происходящего. Очевидно одно - это не игра! Например, кто только не повторял в эти дни глупость про китайский знак, который одновременно обозначает "кризис" и "возможность". По злой иронии экономической судьбы именно для страны, изобретшей этот иероглиф, в которой и началась пандемия, кризис станет возможностью. Для всех остальных стран происходящее - сильнейший удар. Есть такая общепринятая практика - каждый уважающий себя университет обязан прописать в уставе тезисы о своей миссии. Не скрою, всегда с улыбкой относился к этому высокопарному требованию. Миссия университетов (академий) мне представляется неизменной со времен Аристотеля и Болоньи. И вот впервые я готов рассуждать о роли университетов в таком высоком стиле: если угодно, у нас сейчас есть своя особая миссия.

И в чем же она?

Игорь Барциц: Если для кого-то социальная миссия сейчас состоит в том, чтобы лежать на диване и смотреть кинофильмы, то для нас, профессуры, она в том, чтобы учить, спокойно и четко по расписанию, в свежей рубашке и галстуке выходить в онлайн и читать лекции, вести семинары, проверять задания, разрабатывать проекты. Делать это так долго, как того потребует эпидемиологическая ситуация. Эта миссия достойна общественного уважения.

То есть в вашем понимании переход в онлайн - мера вынужденная и временная? Но ведь последние годы мы только и говорили об использовании интернет-технологий в образовании, о необходимости использования дистанта и т.п. И вот - получайте, пользуйтесь!

Игорь Барциц: Произнесите еще феллиниевское "Gradisca" ("угощайтесь")! Не буду отрицать очевидных преимуществ онлайн-образования. Это и предоставление широкого выбора образовательных траекторий и ресурсов, создание единой образовательной среды и ее масштабирование, повышение доступности качественного образования, обучение по удобному индивидуальному графику. Кроме того, и это немаловажно, такая форма существенно сокращает финансовые и временные затраты обучающегося. Университет в классическом понимании становится посредником, дорогим и недостаточно гибким, с ним начинают конкурировать различные образовательные интернет-платформы, успешное окончание которых в некоторых случаях предпочтительнее диплома или степени, полученных в местном институте.

В МГУ с 15 июня начнут прием документов от иностранных абитуриентов

Более того, университеты теряют монополию на предоставление образовательных услуг. Во всяком случае, как любит говорить председатель Сбербанка Герман Греф, "основные конкуренты Сбербанка не банки, а технологические компании, которые строят экосистему". Точно так же основные конкуренты университетов не университеты, а компании, участвующие в очень диверсифицированных и свободных от дипломов образовательных программах, которые пользуются все большим и большим спросом. Все это правда. Но с одной поправкой: в стандартных, обычных, нормальных условиях, когда онлайн-образование - дополнение к образованию классическому. Это хорошо, даже замечательно, что ведущие университеты практически в два-три дня смогли обеспечить онлайн-обучение и подготовленной профессурой, и технологическим сопровождением, и контентом. Но это "две большие разницы" - обеспечить онлайн-образование в условиях надвигающейся угрозы и жить в онлайн-образовании как в некоей новой реальности.

Правовые аспекты образования эксперты "РГ" разбирают в рубрике "Юрконсультация"

Вы полагаете, это надолго?

Игорь Барциц: Не будем смешить Господа нашими предположениями. Давайте надеяться, что к осени все завершится. Но приобретенный, пусть и не самый позитивный, опыт останется с нами. Мы не можем не сделать выводов как для системы образования, так и для общества в целом.

Какие это могут быть выводы для системы образования?

Игорь Барциц: Во-первых, переход в онлайн осуществился путем механического переноса форм и практик классического образования в формат удаленного взаимодействия. Тем самым была выполнена социальная миссия сохранения занятости студентов и профессуры, но, если мы говорим о системных преобразованиях, речь идет об изменении форм и содержания образовательных программ. Меняется само предназначение преподавателя, на него возлагается нагрузка не только транслировать знания и опыт, но и направлять студента в виртуальном образовательном пространстве, давать рекомендации при выборе образовательных платформ и обучающих ресурсов, учить ими эффективно пользоваться. Чтобы выполнить эту задачу, профессуре самой придется немало чему подучиться. Во-вторых, после прохождения пандемии необходимо будет правовым образом урегулировать все те изменения, которые де-факто были введены в условиях борьбы с ней.

Университет становится посредником, дорогим и недостаточно гибким, с ним начинают конкурировать образовательные интернет-платформы

В частности: а) надлежит дать четкое правовое регулирование онлайн-образования и механизмов оказания образовательных услуг в дистанте, защиты авторских прав и прав на программное обеспечение; б) прописать новые алгоритмы доверия к контрагентам, которые обеспечивают и сопровождают образовательный процесс, начиная от верификации студентов в ходе принятия экзаменов до контроля за дисциплиной и качеством образования; в) определить систему защиты финансовых платежей, правил электронного сопровождения, защиты цифровых профилей студентов и абитуриентов; г) выработать баланс личной свободы и общественной безопасности при применении цифровых образовательных технологий, моделей отслеживания и контроля; д) уточнить статус цифровых образовательных платформ и порядок их использования. И особо подчеркну - определить меры защиты права на честную информацию и меры ответственности за фейк. "Фейк" - одно из ярких слов новояза: не правда, но и не обязательно ложь.

Согласен, для молодежи требование правды особенно важно. Но, может, это лишь одна из составляющих юношеского максимализма, который с возрастом проходит?

Игорь Барциц: В последнее время я провожу некий эксперимент, спрашиваю у людей разных поколений: согласитесь ли вы с тем, что у каждого человека появится устройство (или, например, программа в гаджете), которое будет сигнализировать его обладателю, правду ли говорит его собеседник или нет? Интересны итоги: чем моложе мой интервьюер, тем больший процент поддерживающих такую возможность. При всей относительности правд в обществе постмодерна запрос на правду растет, все более ценится доверительное общение, честная информация. По тому, как ведут себя органы власти, в том числе московское правительство, складывается ощущение, что власть приняла этот запрос на правду и доверие.

Онлайн-образование дешевле для студента, но не для университета

Вернемся к университетам. В чем "университетская" правда, "профессорская" правда, когда речь заходит о балансе классического живого образования и его дешевого онлайн-суррогата?

Игорь Барциц: Во-первых, не готов поддержать негативный подтекст, которым вы сопроводили вопрос. Онлайн-образование ни в коем случае не "суррогат", не заменитель классического, как вы выразились, живого образования. Это его дополнение. Во-вторых, одно из самых больших заблуждений, что онлайн-образование дешевле для университетов, чем классическое, предполагающее непосредственный контакт профессора и студента. Онлайн-образование дешевле для студента в том смысле, что ему совсем не обязательно ехать в столицы, учиться в зарубежных университетах, снимать жилье и т.п. Но онлайн-образование не может быть дешевым для университетов.

Антикризисные меры нужны для поддержки студентов-платников

Причем я не имею в виду расходы на технологии, платформы, компьютеры и прочие "харды и софты". Да, это недешево, но вполне по плечу крупным университетам. Основные вложения сегодня не в технологии, а в содержание. Отмечу высокую стоимость разработки онлайн-курсов. Самые простые, базовые курсы (на основе готовых шаблонов) потребуют 75-85 часов работы на один час времени слушателя, продвинутые курсы с интерактивными элементами и геймификацией - до 500 часов на один час времени обучающегося. Таким образом тотальный переход всех вузов к онлайн-образованию невозможен, он сдерживается объективными ограничениями, многие из которых преодолеваются в процессе развития форм и технологий дистанта.

Какие ограничения вы имеете в виду?

Игорь Барциц: Прежде всего нарастает информационная асимметрия на рынке образовательных онлайн-ресурсов: пользователю тяжело выбрать из многообразия предложений действительно качественные программы, оценить их достоверность, полезность, системность, научность, что может привести к напрасной трате денег и времени. Кроме того, частные поставщики онлайновых образовательных услуг могут выдавать дипломы и сертификаты об образовании, которые не соответствуют реальным навыкам и компетенциям и вводят в заблуждение потенциальных работодателей. Отсутствие технических возможностей (компьютеров, сетей и интернета) по онлайн-обучению для всех граждан страны порождает "цифровые разрывы" и неравный доступ к образовательным услугам. Далее, отсутствие живого общения с преподавателем приводит к редуцированию сложности передаваемого материала, снижению мотивации обучающегося. Без коллективного взаимодействия образовательный процесс теряет эффективность. При этом потребность в живом общении настолько велика, что студенты онлайн-курсов нередко самостоятельно организуют встречи друг с другом, работая вместе над какой-либо темой и помогая сохранить вовлеченность и увлеченность процессом.

Если честно, я ждал, когда вы отметите именно этот фактор. Разговор о финансах вызвал в вас не "профессорскую", а "директорскую" правду. На мой взгляд, "профессорская" правда в том, что профессор - это личность, гражданин в некрасовском понимании, человек - носитель ценностей, передающихся из поколения в поколение.

Игорь Барциц: Не спорю. Более того, использую ваш тезис: под влиянием цифровизации произошло расширение масштаба охвата людей процессом образования. Оно становится доступным практически для всех. В онлайн можно поступить на программы, посетить лекции выдающихся ученых, профессоров, пройти уникальные тренинги, на которые в очном формате попасть было бы просто не суждено. Хотя бы из-за географических препятствий, границ и транспортных издержек. Университет в новой реальности будет вынужден измениться. Университеты превращаются в современные экосистемы, в своеобразные градообразующие предприятия, центры социализации и коммуникации различных поколений. В этом качестве университет не уйдет в онлайн. Напротив, появляется контртенденция - развивается элитное сократическое образование (малые группы во главе с преподавателем). Благодаря использованию онлайн-технологий качественное образование становится доступнее и дешевле, но элитное образование при этом становится дороже. Элитным становится образование, предполагающее прямой контакт обучающегося с профессором, ученика и учителя (желательно без маски). Отмеченная контртенденция свойственна не только образованию. Благодаря онлайн-магазинам расширяется доступ к качественным товарам, исключающим прямое общение продавца и покупателя. В то же время элитный шопинг сопровождается обращением к консультанту и предполагает непосредственное его общение с клиентом. Современные банки вытесняют нотариусов из сферы регистрации сделок и услуг, но при этом сами банкиры предпочитают сохранить персонифицированное общение с нотариусом при решении своих частных вопросов.

Запущен онлайн-лекторий для родителей старшеклассников

Отвечая на укол о "директорской" правде, раскрою секрет (да простит меня министерство науки и высшего образования): если увлеченный своим делом профессор войдет в аудиторию с умными студентами, то мне уже не столь важно, о чем они будут говорить на лекции и семинаре (то есть будет ли профессор четко следовать рабочей программе дисциплины). Университет - сродни театру: лекция - театр одного актера, семинар - школа-студия, проектная работа - интерактивный театр. Между лекцией в аудитории и лекцией онлайн - такая же разница, как между посещением театра и просмотром того же спектакля по телевидению.

Надлежит четко понимать, что онлайн-образование для классических университетов - значимая, важная, но все же факультативная (дополнительная, вспомогательная) опция. Онлайн-образование демонстрирует значительный потенциал развития, гибкость, способность привлекать технологии из смежных отраслей (рекламы, психологии, педагогики и т.п.), создавать различные гибридные формы, в том числе с классическим университетским образованием, зачастую помогая ему повысить качество и эффективность учебного процесса.

Мера антикризисная, но не обязательно временная

Как вам видится ближайшее будущее онлайн-образования?

Игорь Барциц: Действительно, согласившись с ролью личности в аудитории и перед монитором, легче признать, что онлайн-формат пришел надолго, важно ему определить правильную и адекватную нишу. Мы в Президентской академии предложили свой набор мер, основной из которых, на мой взгляд, является разработка пакета программ, которые будут реализовываться онлайн. Раскрою механизм: за основу берется уже существующая очная программа (обозначим ее как очная-очная, в вашей версии - "классическая живая") и по тому же учебному плану, по той же программе формируется ее полный двойник - очная программа в дистанте. То есть абитуриент, выбирая программу предстоящим жарким во всех отношениях летом, вправе выбрать один из двух вариантов. При этом он может поступить на очную программу в дистанте и после снятия эпидемиологических ограничений перевестись на очную классическую программу.

То есть это своего рода антикризисная временная мера?

Игорь Барциц: Антикризисная - да, но совершенно не обязательно - временная. Этот механизм позволит предложить образовательные программы для тех будущих студентов из регионов страны, родители которых не рискнут уже этим летом направить своего ребенка в Москву. При всем уважении к нашим региональным университетским центрам нельзя лишать молодого человека свободы выбора. Я очень ценю и люблю свой родной Ростовский университет, но до сих пор, спустя 35 лет после окончания школы, поминаю самыми недобрыми словами Фестиваль молодежи и студентов в Москве 1985 года, когда столичные университеты перенесли вступительные экзамены на август, лишив меня возможности попытать удачу. Полагаю, что формат "очный дистант" для определенных групп будет востребован и в дальнейшем. Например, на старших курсах бакалавриата или на программах магистратуры post eхperience (то есть для уже обладающих опытом практической работы студентов). Как бы мы ни препятствовали, но многие студенты на старших курсах, особенно в магистратуре, стараются совмещать учебу с работой, Для них, а также для студентов из регионов страны онлайн может стать привлекательным вариантом. Другой вопрос, что такие программы надо делать особенно скрупулезно, качественно, находя в них время и место для живого общения. В известном смысле качественный онлайн продолжает политику снижения неравенства в доступе к хорошему образованию для студентов из регионов, иностранных государств.

На преподавателя теперь возлагается нагрузка не только транслировать знания и опыт, но и направлять студента в виртуальном образовательном пространстве

Особый вопрос: есть ли понимание, каким образом нынешним летом будет осуществляться подача документов абитуриентами и их отбор?

Игорь Барциц: В формуле приемной кампании переменных неизвестных еще больше. Министерство науки и высшего образования, университеты находятся в поиске формата поступления. Готовится в пилотном формате к запуску привязанный к сайту госуслуг так называемый суперсервис "Поступление в вуз онлайн". В пилотном режиме в нем принимают участие 53 ведущих вуза. Пока нет четкости в режиме его функционирования. Важно, чтобы мы запустили этот портал, как спутник в космос, а не как сельское хозяйство в СССР. Я полагаю оправданным, чтобы абитуриенты регистрировались наряду с обозначенным суперсервисом на сайтах университетов, посещали вебинары университетов, - это позволит оправдать название портала федеральной информационной системы ГИА "Поступай правильно".

То есть вы с оптимизмом смотрите на вызовы этого трудного времени. Университеты подняли брошенную им перчатку?

Игорь Барциц: Перчатку мы подняли, но дуэль еще впереди: она назначена на лето.

Визитная карточка

Игорь Барциц - директор Института государственной службы и управления РАНХиГС при президенте РФ, доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации, действительный государственный советник 3 класса, лауреат премии правительства в области образования. В 2018 году был признан юристом года в номинации "Юридическое образование и воспитание". Автор книг и учебников по государственному управлению, административному и конституционному праву. ИГСУ является ведущим в России по реализации международных программ в сфере юридического и управленческого образования.

Образование