17.06.2020 18:25
Общество

В Новгородской области построят копию древнего рыбацкого судна

В деревне Устрека рыбаки и краеведы строят точную копию ильменской соймы
Текст:  Владислав Двоеглазов (Новгородская область)
Российская газета - Неделя - Северо-Запад: №131 (8185)
Новгородские энтузиасты возрождают забытое ремесло - по архивным фотографиям и чертежам строят ильменскую сойму, лодку для промысла на озере Ильмень.
/ Архив Владимира Щетанова и Сергея Демешева
Читать на сайте RG.RU

Шелонник не опрокинет

На берегу Ильменя в деревне Устрека рыбаки обустроили настоящую судоверфь. Третий год здесь возрождают ильменскую сойму. Судостроение оказалось делом нелегким, ведь ремесло практически забыто - соймы в Новгородской области не строили больше 30 лет.

Житель Тайваня выловил бутылку с письмом из калининградского музея

Сегодня о них можно прочитать только в архивах. "На утлой лодценке в озере делать нечего. Сойма же - настоящее судно: двенадцать метров длины. В ней имеются кубрик и отсек для хранения рыбы. В центре соймы, в днище, сделана сквозная прорезь, в которую вставляется трехметровая широкая доска - киль. Она опускается в воду и делает сойму очень устойчивой при качке. Даже свирепый ветер-шелонник не может опрокинуть лодку при неожиданном порыве" - это фрагмент из книги-воспоминания устрекского рыбака Николая Калачева "Соймы уходят под радугу".

Соймы устойчивы к непогоде, выдерживают семибалльный шторм. В начале ХХ века новгородские рыбаки ходили на них и на Балтику, и в Белое море. Уже при советской власти в рыболовецких колхозах эти судна оснастили двигателями и поднимали паруса только во время ловли рыбы. А промысел вели двойками. Две соймы, поставив паруса, с вечера и на всю ночь пускались по ветру, волоча за собой сеть.

Когда именно на Новгородчине начали строить деревянные соймы и откуда взяли идею - историкам неизвестно. Самая распространенная версия, что новгородские корабелы позаимствовали соймы у карело-финнов. Название связано с озером Сайма (самая крупная озерная система Финляндии). Но на берегах Ильменя не просто скопировали скандинавскую лодку, а доработали и усовершенствовали с учетом особенностей озера Ильмень. Средняя глубина здесь 4,5 метра, а у берегов и вовсе один-два метра.

В поисках подходящей ели

В конце 80-х местные артели освоили выпуск металлических сойм с двигателями, на которых рыбачат и по сей день. Срок их службы значительно дольше, а обслуживать их легче и дешевле. Деревянные соймы ушли в прошлое.

Идея построить деревянную сойму в XXI веке пришла москвичу Владимиру Щетанову. Он давно занимается исследованием самобытного мореходства в России. Поддержал его Сергей Демешев, кормщик и рыбак из деревни Устрека.

Туристам предложили экскурсии к затонувшим дальневосточным кораблям

- Мы познакомились еще в 2012 году, а замысел построить сойму окончательно сформировался где-то в 2016-м, - рассказывает Владимир. - Еще два года ушло на поиск подходящих деревьев.

Устрека была выбрана не случайно. Доподлинно известно, что в этой рыболовецкой деревне на южном побережье Ильменя с начала ХХ века мастерили соймы. А до этого верфи находились в Поозерье - это север и северо-восток озера.

- Первая трудность, которая возникла, - поиск пилорамы, - вспоминает Владимир Щетанов. - Сегодня все пилят шестиметровые доски, а нам нужно было 14 метров. В итоге работы на верфи мы начали лишь в июне прошлого года.

Строят соймы только из еловой деревесины. Из осины или березы - весла. Лес корабелы раньше заготавливали в близлежащих лесах, но сейчас энтузиастам пришлось исколесить всю Новгородскую область, в поисках подходящих стволов доехали даже до Боровичей - более двухсот километров на восток.

Старт - в сентябре

Рыбаки-корабелы собирают информацию о соймах по всем деревням. Выезжают даже в экспедиции. Например, в феврале прошлого года бригадой побывали у поозерского кормщика Николая Кононова. И получили от него подарки - старый парус и ведро скоб для лодки.

В Петрозаводске заложили первое судно-краболов

Все работы по строительству и сами материалы для лодки покупают за свои деньги. Общий бюджет корабелы пока не подбивали, но затраты давно превысили 400 тысяч рублей.

Первые испытания новой соймы планировали провести еще осенью прошлого года, но подвела погода. То ливни, то невыносимая жара не давали работать. Лодку не успели проконопатить и оснастить. В итоге сойму пришлось законсервировать на берегу. Спуск на воду перенесли на конец нынешнего июля. Если первые испытания пройдут успешно, то в сентябре корабелы-самоучки планируют выйти на возрожденной сойме на пробный промысел.

- Построим. Покатаемся. Поживем на судне и пригласим добровольцев, - строит планы Владимир Щетанов. - Обязательно выйдем на промысел и испытаем сойму в деле. Все суммируем и выводы опубликуем в интернете. Но, скорее всего, сегодня такая лодка - это частный проект для прогулок, путешествий, туризма. Деревянная сойма не выдержит конкуренции с металлическим судном.

После прохождения первых ходовых испытаний лодку зарегистрируют и поставят на учет. Сойма - не музейный экспонат, а полноценное судно.

Кстати

Срок службы сойм раньше был шесть-семь лет. Но это в условиях суровой эксплуатации на постоянных промыслах. За возрожденной устрекской соймой обещают пристальнее следить, чаще проводить обработку, поэтому прослужить она должна не меньше десяти лет. А главное - она станет единственной в России действующей и эксплуатируемой соймой.

История Новгородская область Северо-Запад