Они доказали, что состояние вынужденной беспомощности возникло у живых существ на планете задолго до человека, когда появились первые челюстные рыбы. Понимание биологического возраста депрессии отодвинуло ее на сотни миллионов лет назад. По мнению исследователей, поняв изначальный механизм того, почему рыбы впадают в отчаяние и как борются с ним, человечество сможет найти эффективное лекарство от уныния и страха и у человека.
- Изучая рыб, мы выявили эволюционно-древние механизмы развития стрессорного заболевания мозга, и сейчас важно применить эти знания для терапии человека. Рыбы возникли 400 миллионов лет назад. Грызуны, которые до сих пор являлись основным объектом исследований, - примерно 200 миллионов лет назад. Соответственно, после полученных нами данных на сотни миллионов лет отодвигается и возникновение депрессивных состояний. Но важно не просто отодвинуть и радоваться открытию, мы должны сконцентрироваться на эволюционно-древних механизмах возникновения патологии, - пояснил в интервью корреспонденту "РГ" руководитель исследовательской группы профессор Алан Калуев.
Несмотря на то что сенсационное заявление об "отчаянии у рыбок" было озвучено в Екатеринбурге, у исследований больший масштаб. В распоряжении группы находится ряд научных лабораторий, где ведутся разработки по нескольким направлениям. В Санкт-Петербургском университете сконцентрированы на разработках по моделированию депрессии и стресса, в Уральском федеральном университете тестируют препараты, помогающие снять синдром отчаяния. Ведь несмотря на развитие фармакологии, человечество до сих пор не изобрело эффективного лекарства от страха, и эволюционный опыт рыб, по мнению ученых, поможет найти рецепт.
Теории, конечно, возникают разные. В частности, исследователей заинтересовала способность депрессии эволюционировать, ведь если заболевание существует до сих пор, значит, оно на протяжении сотен миллионов лет развивалось одновременно с видами животных и благополучно выжило.
- Как ни парадоксально, с точки зрения биологии, помимо негативных последствий депрессия может нести и некоторые выгоды. Например, испытывая грусть, животное предпочитает никуда не высовываться, сидит в норке и боится. Находится на самоизоляции. Следовательно, его минуют хищники, стихии и прочие бедствия, оно остается носителем гена и впоследствии передаст его другим, - обосновывает неожиданный эволюционный аспект печали и отчаяния профессор Калуев.
Но при всей позитивности такого поворота тревога - самое массовое психическое отклонение у человека. А депрессия, по данным ВОЗ, занимает второе место в мире после сердечно-сосудистых заболеваний по распространенности и потере трудоспособности.
В поле зрения ученых, занимающихся исследованием нервной системы человека, рыбы попали давно. Эксперименты разными лабораториями мира проводились на золотых рыбках, гуппи и даже на карасях, которых "поили" валерьянкой, чтобы выяснить, насколько быстро организм успокаивается.
Но крохотная, до 3-4 сантиметров длиной, зебраданио сейчас у нейробиологов на особом счету. На воле рыбка обитает в ручьях Юго-Восточной Азии, очень быстро размножается и стремительно развивается. Но самое главное - она обладает сложной нервной системой, по строению ее мозг почти идентичен человеческому. Те же серые клеточки, правда, в гораздо меньшем количестве. Кроме того, недавно было показано, что генетически человек и эта рыбка очень схожи: совпадает 70 процентов генов. Даже если ты не плаваешь, то все равно немного рыба. Отсюда и похожие нервные процессы.
- Есть важные моменты в их поведении, которые помогают бороться с нервными сбоями. Рыбы - это стайные животные, они проводят большую часть времени в окружении своих друзей, семейства. Причем у них не бывает выраженного, повреждающего ткани агрессивного поведения. В крайнем случае плавники пощипают, но не прокусят до крови и не загрызут. Человек, как социальный тип, мог бы этой социальной поддержке и умению решать конфликты у рыб поучиться. Да и поучиться помолчать некоторым людям порой тоже полезно, - рекомендовал Алан Калуев.