Возглавить правительство доверили Кубатбеку Боронову - специалисту по чрезвычайным ситуациям, отдавшему 15 лет работе в структурах МЧС. В предыдущем составе кабинета министров он занимал пост первого вице-премьера и возглавлял оперативный штаб по борьбе с распространением коронавирусной инфекции. Утверждение Боронова в парламенте, а затем и президентом КР Сооронбаем Жээнбековым символичен. Никогда ранее исполнительная власть в Киргизии не сталкивалась с вызовами, аналогичными возникшим из-за пандемии.
Темпы развития экономики замедлились, а в некоторых отраслях наблюдается спад. В свете угрозы распространения коронавирусной инфекции Киргизия вводила ограничения и закрывала границы, что не могло не ударить по реальному сектору. Поэтому одним из основных направлений работы правительства, по словам Боронова, станет возобновление экономической деятельности в стране.
За сухой формулировкой скрывается ряд мер, которые новая команда намерена предпринять в ближайшей перспективе. В их числе: изыскание источников, из которых можно пополнить бюджет; сдерживание уровня дефицита бюджета на уровне 4,7 процента ВВП; обеспечение льготными кредитами предпринимателей; развитие фискальной системы, усовершенствование таможенных процедур; усиление борьбы с теневой экономикой и цифровизация госуслуг.
Ущерб, который COVID-19 нанес республике, оценивается в несколько десятков миллиардов сомов. Но хуже всего сегодня то, что, несмотря на резкий рост заболевших в последние дни, ввести режим чрезвычайной ситуации вновь власти уже не могут. Подавляющее число жителей Киргизии зависит от ежедневного заработка. Взять их на обеспечение за счет бюджета правительство объективно не готово. Вводить ограничительный режим власти пока не намерены и по другой причине. Чиновники понимают, что если держать граждан взаперти еще месяц-два, то это окончательно добьет предпринимателей. Поэтому пока правительство Боронова все больше склоняется к компромиссным мерам.
Официальный Бишкек не пошел по пути стран, в которых временно отменили выплату налогов и решили поддержать предпринимателей за счет бюджета, что, впрочем, вполне объяснимо реальными возможностями казны и слишком малым пространством для маневра. Однако пандемия вынудила власти решиться на шаги, призванные реально снизить давление на бизнес и улучшить деловой климат.
Буквально несколько дней назад правительство отменило действие Единого депозитного счета, который был создан два года назад для аккумулирования средств, поступающих от возмещения ущерба, причиненного участниками экономических и должностных преступлений. Как выяснилось, благое начинание - а счет предполагалось использовать для накопления денег, которые затем направлялись бы на социальные программы - привело к обратному эффекту. Так, по данным Международного делового совета (МДС), в который входят крупные инвесторы и бизнес-сообщества, работающие в Киргизии, госструктуры превратили борьбу с экономическими преступлениями в подобие соревнований.
- Фискальные органы, опасаясь давления со стороны правоохранительных структур, доначисляли налоги, иногда независимо от того, обоснованно это или нет, - поясняет исполнительный директор МДС Аскар Сыдыков. - Получилось, что норма о пополнении Единого депозитного счета по борьбе с коррупцией сама привела к нарушениям закона и коррупционным проявлениям при взаимоотношении с бизнесом. Правоохранительные органы, прикрываясь борьбой с коррупцией, выходили за рамки своих полномочий и создавали искусственные препоны деятельности бизнеса.
Правительство тем временем решилось на большее. В кабинете министров анонсировали снижение налоговой нагрузки в ближайшей перспективе и одобрили перевод отдельных фискальных процедур в виртуальный режим. Пока это выразилось во внедрении электронных счетов-фактур для плательщиков НДС, импортеров и экспортеров товаров, а также электронной товаротранспортной накладной. Предполагается, что ноу-хау облегчит работу предпринимателей и снизит коррупцию со стороны контролирующих структур.
Одновременно с этим правительство поручило заняться проблемой сбора налогов не только фискальным службам, но и муниципалитетам. "Местные органы власти напрямую должны быть заинтересованы в пополнении бюджета, - заявил Кубатбек Боронов. - Руководители районных и сельских администраций должны нести персональную ответственность за сбор налогов. Поэтому им необходимо активизировать борьбу с теневой экономикой, что имеет большое значение для пополнения бюджета".
В свою очередь банкам с госдолей поручено упростить процесс выдачи кредитов на развитие бизнеса. "Имеется ряд бюрократических барьеров, - подчеркнул премьер КР. - При сборе необходимых документов у предполагаемого заемщика зачастую вообще пропадает желание кредитоваться. Упрощение процесса станет действенным шагом, направленным на поддержку бизнеса".