16.07.2020 04:44
Магаданская область

В Магадане начали реконструкцию жизненно необходимой трассы

В Магадане начали реконструкцию жизненно необходимой трассы
Текст:  Наталья Мифтахутдинова (Магаданская область)
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №155 (8209)
Разрушавшийся долгие годы аварийный и очень опасный участок Портового шоссе в Магадане наконец-то дождался ремонта. Ведет работу московская компания, пообещавшая сдать объект в конце следующего года. Это значит, что для жителей Колымы миновала реальная угроза остаться без снабжения жизненно важными товарами.
Читать на сайте RG.RU

Преувеличить значимость шоссе сложно. Это единственная дорога между Магаданом и морским торговым портом. Ежедневно машины доставляют по ней в город и колымские поселки различные грузы: топливо, продовольствие, тяжелую технику для горных предприятий и многое другое.

- Нет Портового шоссе - нет угля для ТЭЦ, нет продуктов в магазинах. Это наша своеобразная "дорога жизни", - говорит мэр города Юрий Гришан.

Мост через Лену в Якутии будет построен на год раньше

Участок трассы, о котором идет речь, проходит у подножья сопки. С одной стороны - нависающая стена, с другой - на склоне бухты Нагаева - расположены склады нефтепродуктов, пожарно-спасательная часть, сквер "Морской". После экстремальных магаданских ливней в 2014 году оползневые массы врезались на стыке улицы Портовой и Портового шоссе в дорожную обочину на всю ее ширину. В 2016 году на трассу свалилось более 500 кубометров грунта, включающего глыбы и валуны. Но основной урон наносят морской прибой и мерзлотные процессы.

- Исследованием динамики береговых процессов на восточном берегу бухты Нагаева я занимаюсь с 2000 года. Происходит обрыв береговой части, море наступает в сторону суши со средней скоростью около двух метров в год. "Полочка", по которой проходит шоссе, шириной всего 15-17 метров, то есть примерно через семь лет она исчезнет. А движение по шоссе может оборваться еще раньше. Вопрос времени, - пояснял еще в 2016 году магаданский ученый, кандидат геолого-минералогических наук Борис Важенин.

Городские власти, осознавая масштаб проблемы, не уставали напоминать о ней на самых разных уровнях. Дело в том, что необходимые работы по берего-укреплению изначально оценивались в 800 миллионов рублей, и для регионального бюджета эта сумма была непосильной.

На "экскурсию" приглашали депутатов Госдумы, руководителей различных ведомств и даже федеральных министров. Все смотрели, качали головами и сочувствовали. Тем временем движение по дороге стало односторонним, а с опорной стены пришлось снять третий ярус. В 2017 году пришлось даже ввести режим ЧС.

Свет в конце туннеля забрезжил не так давно. Пришедшему в 2018 году новому губернатору Сергею Носову удалось заручиться финансовой поддержкой свыше. И подрядчик - компания "Больверк" - развернул деятельность на берегу бухты Нагаева. А потом… прекратил.

- В декабре 2019-го "Больверк" был признан банкротом, - рассказывает Сергей Носов. - Мы перезаключили контракт с компанией "Стройтрансгаз". В этом году будут выполнены работы на 450 миллионов рублей.

- Мы разберем оставшиеся ярусы подпорной стены и построим новые, более крепкие. Это тоже входит в проект берегоукрепления, - дает расклад Юрий Гришан. - Совместно с учеными определяем дальнейшие действия и в отношении склона. Выбрали предварительный вариант: построить заградительную дамбу, которая сможет уберечь проезжую часть от схода камней и грунта. Недавно установили видеонаблюдение для контроля над участком. С Ростелекомом планируем организовать наблюдение из космоса за состоянием поверхности склона. А на том участке, который не подвержен обрушению, будем заниматься укреплением россыпи - приобретать сетки и с помощью альпинистов крепить их к скале .

Магаданская область Дальний Восток