Новые поправки - часть масштабной реформы Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок" (44-ФЗ). Два пакета изменений Госдума РФ утвердила в прошлом году. К примеру, законодатели освободили малые предприятия, имеющие положительный опыт работы на рынке госзаказа, от мер по обеспечению исполнения контракта.
Третий пакет поправок, известный как "оптимизационный" законопроект, федеральный Минфин недавно внес в правительство РФ. Он призван упростить и ускорить закупочные процедуры, повысив их качество. Нормы, связанной с увеличением квоты малого и среднего бизнеса в госзакупках, в изначальной версии документа нет. Но инициативу включат в "оптимизационный" законопроект, если ее одобрит кабинет министров.
Даю гарантию
Документ, впрочем, и сейчас содержит положения, облегчающие доступ "малышей" к госзакупкам. Так, в качестве обеспечительных мер предлагается использовать гарантии региональных гарантийных фондов.
Финансовое обеспечение исполнения контракта требуется от победителя закупки, оно необходимо для покрытия возможного ущерба заказчика. Сейчас у поставщика есть два пути: перечислить залог (от пяти до тридцати процентов от начальной стоимости лота) либо предоставить банковскую гарантию. Залог вернут после исполнения обязательств, но заморозка крупной суммы на длительное время крайне болезненна для небольших предприятий. А покупка банковской гарантии - это дополнительные расходы.
По словам директора Центра поддержки предпринимательства Калининградской области Кирилла Лило, калининградские подрядчики давно проявляют интерес к финансовым продуктам областного гарантийного фонда. Если законодательство позволит использовать региональные гарантии в качестве обеспечительных мер, фонд готов оперативно наладить работу с игроками рынка госзаказа.
- Общий лимит поручительств нашего фонда составляет 1,4 миллиарда рублей, - делится информацией Кирилл Лило. - 800 миллионов уже задействованы, в планах - выдать до конца года поручительства на общую сумму 300 миллионов рублей. Остаток в 300 миллионов можно направить на финансовое обеспечение исполнения госконтрактов. Если потребуется, будем обсуждать с правительством области вопросы докапитализации фонда и увеличения лимитов на последующие годы. О стоимости нового продукта пока говорить рано, но региональная гарантия должна быть дешевле банковской.
Благодаря предыдущей корректировке 44-ФЗ малые компании, которые в течение последних трех лет исполнили без нареканий как минимум три бюджетных контракта, освободили от обеспечительных мер. Но на предпринимателей, никогда ранее не работавших на рынке госзаказа, преференция не распространяется.
- Поэтому норма об использовании гарантий региональных гарантийных фондов мне видится актуальной, - комментирует ситуацию председатель Союза предпринимателей Новгородской области, глава общественного совета при УФАС по Новгородской области Дмитрий Койков. - Главное, чтобы эти финансовые продукты были доступными, чтобы не было необоснованных отказов со стороны региональных органов поддержки бизнеса. Возможно даже, следует подумать не о региональном, а о едином федеральном гарантийном центре. Это может быть специальный портал, привязанный к Единой информационной системе в сфере закупок, где потенциальные подрядчики смогли бы получить государственные гарантии.
Придраться не получится
Что касается увеличения квоты "малышей" в госзакупках, в ряде регионов заказчики и сейчас делают ставку на малый бизнес, отмечает руководитель Псковского УФАС Ольга Милонаец. К примеру, в небольшой и небогатой Псковской области на долю малых предприятий (с оборотом до 800 миллионов рублей в год и штатом до ста человек) приходится четверть всех контрактов. Остальные лоты в большинстве своем тоже достаются "малышам", просто их передают единственным поставщикам без проведения конкурентных процедур.
- Псковский рынок госзаказа крайне узок, здесь практически отсутствуют крупные игроки, - поясняет Ольга Милонаец. - Поэтому выполнить требование о 30-процентной квоте нашему региону будет несложно. Более актуальным для области видится новшество, связанное с применением упрощенной формы заявки.
Суть в следующем. Участникам торгов на этапе подачи документов достаточно будет согласиться с требованиями заказчика, не конкретизируя своего предложения. Заказчикам же не придется изучать горы бумаг, проверяя, подходит поставщик по множеству параметров или нет.
Сейчас такую схему можно использовать только в некоторых строительных закупках. В перспективе список товаров, работ и услуг, приобретаемых за бюджетные деньги с помощью упрощенной формы заявки, предлагается расширить. Казалось бы, чиновники должны были бы приветствовать эту инициативу, высвобождающую огромное количество человеко-часов. Но псковские антимонопольщики, напротив, столкнулись с недовольством со стороны заказчиков.
- Мне часто задают один и тот же вопрос: а как же мы в таком случае сможем отклонить неподходящую заявку, - продолжает Ольга Милонаец. - Это в принципе неверный подход: не следует делить потенциальных заказчиков на подходящих и не подходящих до торгов. Необходимо написать грамотное, четкое техническое задание и следить, чтобы победитель, предложивший наименьшую цену, исполнил все требования. Будем надеяться, что грядущие поправки в 44-ФЗ лишат заказчиков возможности придираться к неугодным подрядчикам на этапе рассмотрения заявок.
"Пришельцы" на рынке
Новгородских "малышей" норма о 30-процентной квоте заинтересовала, но не обнадежила. С одной стороны, новгородский рынок госзаказа привлекателен для крупных профессиональных игроков из Москвы и Санкт-Петербурга. Местным предпринимателям в прошлом году досталось только 29 процентов областных средств, разыгранных на торгах.
Но если раньше "пришельцев" интересовали в основном крупные лоты, сейчас активная борьба идет даже за мелкие заказы. И небольшим новгородским компаниям, по словам Дмитрия Койкова, становится все сложнее получать бюджетные подряды. С другой стороны, увеличение доли контрактов, которые заказчики обязаны отдавать малому и среднему бизнесу, проблему на сто процентов не решит.
- Ведь у многих крупных поставщиков есть родственные фирмы, которые относятся к МСП, - подчеркивает Дмитрий Койков. - Вероятно, данную проблему нужно решать в комплексе с проблемой необоснованного дробления бизнеса. Если же говорить о поправках в 44-ФЗ, необходимо сделать более прозрачными закупки у единственного поставщика. Документацию по таким контрактам практически невозможно найти в открытом доступе до их заключения. Поэтому компании, которые в каких-то случаях выполнили бы работы лучше и дешевле, не могут пожаловаться в прокуратуру или в ФАС. Но не только предприятия-конкуренты, а все налогоплательщики должны знать, как и на что тратятся бюджетные деньги. На портале Единой информационной системы в сфере закупок информация о закупках у единственного поставщика появляется постфактум. Почему бы ее не размещать заранее? Кроме того, хотелось бы, чтобы госзаказчики по максимуму использовали инструмент запроса коммерческих предложений. .