Министерство юстиции России разработало проект соответствующих поправок в Гражданский кодекс. В свою очередь, в министерстве финансов готовят необходимые изменения в Бюджетный кодекс. Оба ведомства подчеркивают: новации касаются только чиновников. Приходить к простым людям с требованием отчитаться о сомнительных заначках никто не будет.
Но жизнь государственного служащего должна быть максимально прозрачной. Он по долгу службы обязан жить на одну зарплату. Потому, если в чемодане под кроватью рядового столоначальника вдруг найдут миллион долларов, это вызовет разумные вопросы.
Каждый год госслужащие сдают декларации о доходах и имуществе. Еще в 2012 году был принят Закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам". Он дает право прокурорам обращаться в суд, чтобы забрать в доход государства недвижимость, автомобили и ценные бумаги, принадлежащие чиновникам, если нет подтверждения законности их приобретения, а стоимость превышает официальный доход семьи за предыдущие три года.
Система успешно работает. По данным Генпрокуратуры, в прошлом году судами по искам прокуроров взыскано с чиновников в пользу государства имущества на сумму свыше 20 миллиардов рублей. Это выручка за люксовые автомобили, дорогие часы, земельные участки и многое другое, что явно было чиновникам не по карману. Если, конечно, наполнять его честно.
Однако, как пояснили в минюсте, действующий порядок не распространяется на денежные средства. То есть, если у чиновника имеется яхта, на которую ему не накопить за всю свою честную жизнь, то прокуратура может через суд изъять ее в доход государства. Но если у чиновника сомнительный счет в банке, подать иск в суд нельзя.
Новые инициативы исправляют ситуацию. Председатель Государственной думы Вячеслав Володин некоторое время назад высказался в поддержку законопроекта. Он заявил, что дал поручение профильному комитету Госдумы подключиться к разработке инициативы.
30 июля Генеральный прокурор России Игорь Краснов на коллегии надзорного ведомства поставил перед подчиненными новые задачи, которые касаются розыска и конфискации преступно нажитого имущества.
В частности, он поручил прокурорам при надзоре за расследованием уголовных дел о преступлениях, связанных с выводом за рубеж активов, обращать внимание на организацию своевременного взаимодействия следственных органов с подразделениями, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, Росфинмониторингом и банками. Это, по его словам, необходимо для установления всей цепочки движения добытых преступным путем средств и связи обнаруженного за границей имущества с преступной деятельностью обвиняемого в целях дальнейшей его конфискации.
Как подчеркнул исполнительный директор - руководитель аппарата Ассоциации юристов России Станислав Александров, предполагается обращать в доход государства денежные средства, в отношении которых в соответствии с законодательством о противодействии коррупции не представлены доказательства, подтверждающие законность их получения у лиц, которые обязаны декларировать сведения о своих доходах и имуществе, а также супругов и несовершеннолетних детей. По его словам, судебная процедура изъятия такого имущества служит гарантией, что конституционные права граждан будут защищены.
Как пояснила член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова, вырученные средства перечисляются в государственную казну для последующего распределения в соответствии с запланированными расходами бюджета. Кроме того, она рассказала, что средства, конфискованные в рамках расследования коррупционных дел, зачисляются в Пенсионный фонд. Нередко туда направляются и деньги, вырученные от продажи изъятого у чиновников имущества. В случае принятия предлагаемых поправок, в Пенсионный фонд будут направляться и конфискованные у чиновников деньги.
Генпрокуратура потребовала изъять и обратить в доход государства имущество бывшего члена Совета Федерации Рауфа Арашукова и его отца Рауля Арашукова стоимостью почти полтора миллиарда рублей. Как сообщили корреспонденту "РГ" в пресс-службе надзорного ведомства, по результатам проведенной проверки соответствия доходов и расходов сына и отца Арашуковых было установлено, что при заработной плате Рауля Арашукова с 2007 по 2017 год в размере 65 млн 917 тысяч рублей и Рауфа Арашукова за период с 2009 по 2018 год - 15 млн 651 тысячи рублей они приобрели имущество на 1 млрд 469 млн 127 тысяч рублей.