Специалисты ГК "АвтоСпецЦентр", крупнейшего дилера в Москве и Подмосковье, отмечают, что в июне продано 122,6 тысячи новых автомобилей, что на 20,7 тысячи больше, чем в апреле (38,9 тысячи) и мае (63 тысячи) вместе взятых. Думали, что это результат неудовлетворенного спроса, отложенного с марта по май, когда купить новую машину нельзя было. Но в июле москвичи еще активнее стали покупать авто - рынок вырос на 6,8 процента по отношению к 2019 году до 141,9 тысячи проданных автомобилей. Всплеск спроса привел даже к тому, что в августе на рынке образовался дефицит авто.
На ситуацию повлиял и двухмесячный простой автозаводов во всем мире, и последовавшие затем плановые каникулы на производствах. В результате практически по всем маркам (Mercedes, BMW, Audi, Volkswagen, Hyundai, KIA) возникли трудности с популярными моделями. "Каждый месяц я продаю порядка 80 машин, но в августе получится только 60 - их попросту нет. В первые месяцы лета раскупили практически все", - рассказал Владимир Волженский, руководитель отдела продаж Skoda в салоне на Каширке. Ежедневно к нему приходят по 40-70 клиентов. Москвичи забирают Skoda, VW, Nissan, Hyundai, Kia - ориентируясь на цену от 1 до 1,6 млн рублей. По словам Волженского, в салонах не хватает Kia Rio, Kia Cerato, Kia Optima, Skoda Karoq и Kodiaq, Volkswagen Polo, Hyundai Solaris и Creta. Из премиальных брендов разобрали Audi A4 и практически все кроссоверы от компактного Audi Q3 до Audi Q8.
Покупателей же в автосалонах становится все больше. Лишь четверть горожан готовы отложить покупку на осень. "Господдержка, снижение ставок по автокредитам и программы лояльности от автопроизводителей помогут нивелировать последствия индексации цен и сохранить покупательский интерес", - считает Волженский.
Между тем, средневзвешенная цена автомобилей с начала года выросла на 8,9 процента, или в среднем на 138 тысяч рублей. Но более половины потенциальных покупателей это не остановило. "Напротив, ожидание осеннего подорожания от автопроизводителей подтолкнуло москвичей на приобретение автомобилей летом", - уверен Олег Чередниченко, доцент кафедры экономической теории Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.
Результаты опроса подтвердили: ожидающийся осенью рост цен стал причиной покупки в июле-августе для 61% горожан. Еще 24% участников опроса опасаются второй волны самоизоляции осенью, поэтому спешат приобрести машину. 7% не исключают обвала рубля и решаются инвестировать в авто. Оставшиеся 6% просто хотят срочно сменить автомобиль, действуют по удачно сложившимся обстоятельствам.
Сказался по мнению Чередниченко и рост номинальных зарплат россиян, которые в июне выросли на 2,6% по сравнению с маем, а июле - на 3,8% по сравнению с июнем. К тому же всегда есть возможность взять кредит. Объем выдачи автокредитов в июле вырос на четверть по сравнению с июнем. Из 61 процента москвичей, приобретающих автомобили в кредит, свыше 40% изначально планировали покупку с помощью банка. Треть взяли небольшой кредит (менее 25% от стоимости авто), чтобы купить автомобиль сейчас и не откладывать покупку до осени. 21% планируют воспользоваться льготным кредитом по программе господдержки.