Получается, программа, на которую всегда возлагали большие надежды, чтобы снизить дефицит кадров в глубинке, дала сбой? Как снова наладить процесс? В этом разбирались собкоры "Российской газеты".
Практически в каждом вузе России, включая МГУ, МГИМО и СПбГУ, есть так называемые целевики. Это студенты, которые заключили с предприятиями договоры, что после обучения обязуются отработать у них какое-то время, например три или пять лет. А предприятие - оплачивает учебу.
В среднем целевики занимают от 10 до 30 процентов мест. В медицинских вузах их доля гораздо больше. По отзывам представителей вузов, до места работы не доезжает около 10 процентов целевиков. До 2019 года привлечь "отказника" к ответственности и заставить вернуть деньги, потраченные на учебу, было почти нереальным делом.
Договоры составлялись, но как только речь заходила о штрафах, возникало множество вопросов. Как быть, если целевик переехал, женился, отчислен за неуды, заболел?
Год назад в законе прописали все детали. И суды больше не будут редкостью - возврат денег станет неминуем. В зависимости от вуза сумма может набежать немалая. И 200 тысяч - далеко не предел. Кстати, если условия договора нарушит работодатель, то ему придется платить неустойку целевику.
Проблема лишь в том, что штрафы, увы, не всегда помогут решить главную задачу - снизить дефицит кадров.
В Свердловской области не хватает 678 врачей. И когда к руководству Серовской больницы поступило предложение от студента-медика Кирилла Б. заключить договор на обучение в ординатуре, там возражать не стали. Ведь контракт предполагал, что Кирилл отработает в клинике не менее пяти лет.
За два года Серовская больница из своего скромного бюджета перечислила 187 290 тысяч рублей. Но после диплома выпускник известил: на работу не приду. И не он один. Из шести человек, окончивших в этом году ординатуру, четверо решили разорвать контракты, рассказал пресс-секретарь больницы Олег Романов.
В Вологодской области вопрос с медицинскими кадрами тоже стоит остро. Своего медвуза в регионе нет, поэтому в области всегда много целевиков. В этом году в департамент образования поступило более 500 заявлений. Зачислили 246 студентов. Плюс 106 ординаторов.
Прибавка к стипендии четыре тысячи рублей, оплата общежития, добавка к зарплате молодым врачам - педиатрам и терапевтам, это 10 тысяч в первые три года работы, а еще - 1,5 миллиона подъемных, льготная ипотека... Но вакансии врачей как были, так и есть.
Работодатели признают, что возвращение затраченных средств молодых специалистов не пугает. Поэтому некоторые эксперты уже предлагают более жесткий подход, например, приравнять бюджетные затраты к кредиту и в случае невыполнения договора - взыскивать с процентами.
Но даже если после вуза ребята и приедут работать в глубинку, не факт, что останутся там навсегда. Целевик-медбрат Амирхан Лузянин из села Оранжереи в Астраханской области честно признается: "Я отработаю, как обещал, и перееду в город. Хочу в городскую больницу устроиться и в медуниверситет поступить. Не хочу в селе прожить всю жизнь". Есть сомнения и у Натальи Барминой из поселка Волго-Каспийский, она целевик от Камызякской центральной райбольницы: "Меня там все знают: бабушка здесь была акушером, мама там же работает. Останусь ли в селе? Время покажет".
"Для молодежи очень важны условия работы, - считает Игорь Чирва, директор Центра по связям с производством и целевого обучения Российского университета транспорта. - Молодежь сегодня очень мобильна. Они не будут ждать двадцать лет, когда освободится место ведущего инженера или завотделением. Они выросли в цифровой среде, и это меняет их подход к работе".
Что еще поможет зацепить их на рабочем месте? Жилье, пусть и служебное, детский сад, школа.
Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС:
- Проблема в том, что целевой прием в том виде, какой сейчас сделан, не учитывает многие особенности.
Первое - вопрос качества. Человек хочет быть, например, хирургом, но понимает, что не поступит в медвуз на эту специальность по баллам ЕГЭ. Он берет целевое направление и поступает на другую медицинскую специальность, на которую идет целевой набор. Может быть, он доучится и станет хорошим специалистом, а может быть, и нет.
Второе - мы пытаемся закрепить человека за регионом. Где мы его начинаем готовить? В регионе его проживания? В Москве, в Санкт-Петербурге? По окончании вуза выпускник понимает, что в столице у него гораздо больше перспектив, и он будет возвращать деньги или бегать от судов.
Удержать в регионе можно материальными стимулами и предоставлением жилья. Если студент отучился семь лет в медвузе, он думает уже не только о работе, но и о семье. И вопрос жилья становится очень важным.