20.09.2020 21:57
Власть

Цели устойчивого развития включены во внутреннюю политику России

Цели устойчивого развития включены во внутреннюю политику России
Текст:  Ксения Банникова (начальник управления по внешнеэкономической деятельности) Татьяна Радченко (заместитель руководителя Аналитического центра при правительстве Российской Федерации)
Российская газета - Спецвыпуск: Устойчивое развитие №211 (8265)
Переход к устойчивому развитию в Российской Федерации был запущен задолго до утверждения Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года ООН, которое состоялось в 2015 году.
/ EPA
Читать на сайте RG.RU

Еще в 1996 году президент Российской Федерации утвердил Концепцию перехода страны к устойчивому развитию, которая была направлена на обеспечение баланса в решении социально-экономических задач и задач по сохранению благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала для удовлетворения потребностей людей.

Для 100 городов разработают программы комплексного развития

В настоящее время меры, направленные на достижение целей устойчивого развития (ЦУР) в Российской Федерации, интегрированы в национальные проекты и другие стратегические и программные документы, в том числе в доктрины, государственные программы, концепции. Эти документы по своему содержанию обобщают все цели устойчивого развития.

Анализ, который проводился Аналитическим центром при правительстве Российской Федерации весной 2020 года, 12 национальных проектов и Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры прямо или косвенно затрагивали 107 из 169 задач, определенных в документе ООН.

Сейчас идет процесс корректировки нацпроектов с учетом национальных целей развития до 2030 года, которые были утверждены указом президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года. Новые национальные цели развития напрямую перекликаются с ЦУР, в том числе в части сохранения населения, здоровья и благополучия людей, обеспечения достойного эффективного труда и успешного предпринимательства.

Что касается иных программных и стратегических документов, которые напрямую влияют на решение задач устойчивого развития, помимо национальных проектов можно отметить, в частности, следующие: доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации, государственные программы "Развитие образования", "Доступная среда", "Содействие занятости населения", "Комплексное развитие сельских территорий".

Новые национальные цели развития России напрямую перекликаются с целями устойчивого развития, определенными ООН

Пандемия коронавируса и вводимые вследствие нее карантинные ограничения оказали влияние не только на ЦУР "Хорошее здоровье и благополучие", но и на показатели доходов и занятости населения, динамику ВВП. Тем самым пандемия влияет и на достижение ЦУР "Ликвидация нищеты" и "Достойная работа и экономический рост".

По данным Росстата, за II квартал 2020 года среднедушевые доходы населения сократились на 4,8 процента по сравнению с тем же периодом 2019 года; за первое полугодие падение составило 0,4 процента. Реальные денежные доходы населения за первое полугодие сократились на 3,1 процента в сравнении с тем же периодом 2019 года.

Что касается рынка труда, то тут негативный эффект наблюдался во II квартале 2020 года: уровень безработицы составил 6 процентов по сравнению с тем же периодом 2019 года. ВВП в текущих ценах за II квартал 2020 года, по данным Росстата, сократился на 11,8 процента, а в ценах 2016 года - на 13,8 процента. Тем не менее во время пандемии коронавирусной инфекции получили возможности для развития отдельные сегменты экономики. Прежде всего это цифровизация в таких сферах, как трудовая деятельность (возможность удаленной работы может способствовать расширению занятости для всех групп населения), образование (расширение доступа к образованию для всех).

Одним из перспективных трендов развития после пандемии является и урегулирование трудовых отношений при удаленной работе сотрудников.

Мишустин: В 2021 году РФ сможет выйти на восстановление доходов людей и занятости

Выделить по важности какие-либо из 17 целей в области устойчивого развития сложно, важны, конечно, все цели и задачи. Причем они взаимосвязаны между собой - устойчивое развитие предполагает объединение всех трех аспектов жизни населения - социальный, экономический, экологический. Как показал анализ материалов в рамках подготовки российского Добровольного национального обзора хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, по каждой ЦУР есть так называемые "точки роста". Это задачи, которые нужно решить для дальнейшего достижения поставленных на международном уровне целей. Например, это и ускорение роста производительности труда, и устранение различий в распределении доходов населения, в том числе в региональном разрезе.

В последние годы Россия демонстрировала значительные успехи по достижению таких ЦУР, как "Ликвидация нищеты", "Качественное образование", "Достойная работа и экономический рост". Пандемия коронавира, конечно, внесла свои коррективы в эти результаты, а значит, потребуются дополнительные усилия и меры для возврата на заданные ранее траектории роста.

Правительство РФ предложило и реализовало целый ряд мер господдержки для минимизации ущерба от пандемии в основных отраслях индустрии и социальной сфере. В марте 2020 года был утвержден План первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Он был направлен в том числе на:

- мониторинг и обеспечение населения товарами первой необходимости и поддержки населения (в том числе это механизмы поддержки достаточности запасов социально значимой продукции в торговых организациях, поддержка занятости путем проведения переобучения и повышения квалификации населения, разрешение дистанционной торговли безрецептурными лекарствами и медизделиями);

- поддержку отраслей экономики, оказавшихся в зоне риска (в том числе финансовая поддержка организаций транспорта, предоставление отсрочки по налоговым платежам);

- поддержку малого и среднего предпринимательства (мораторий на проверки, увеличение капитализации региональных микрофинансовых организаций для охвата льготными микрозаймами субъектов МСП).

Кроме того, был разработан проект Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения. Он предусматривает реализацию большого спектра мер:

Минэкономики заметно улучшило прогноз восстановления России после кризиса

- по социальной поддержке населения (адресные денежные выплаты, помощь потерявшим работу, в том числе в части переобучения и переквалификации);

- по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства (например, снижение тарифов страховых взносов);

- по поддержке отраслей промышленности, транспорта, связи и телекоммуникаций, ТЭК, строительства, туризма.

Согласно Плану восстановления в 2020-2021 годах предполагается направить на поддержку национальной экономики и населения около пяти триллионов рублей. 14 июля 2020 года состоялась презентация первого российского Добровольного национального обзора хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. На ней министр экономического развития РФ Максим Решетников проинформировал, что из этой суммы 3,26 триллиона рублей предусмотрено для социальной поддержки населения; поддержки малого и среднего бизнеса, а также системообразующих компаний и предприятий из наиболее пострадавших отраслей экономики; для предоставления государственных гарантий; для поддержки и балансирования бюджетов субъектов РФ.

Внутренняя политика