Она возвращает из векового забвения не только десять отреставрированных произведений, в том числе эскизы к опере "Хованщина" Федора Федоровского, художника Большого театра, графику Александра Родченко, живопись Георгия Лазарева, но и реконструирует огромную выставку 1921 года, волею судеб и родного бездорожья застрявшую посреди тогдашней Вятской губернии. Собственно, та выставка была масштабной и по нынешним меркам. 322 работы 55 художников привезли из четырех городов: Вятки (куда выставке не суждено было доехать), Казани, Москвы и Петрограда. Среди авторов - Василий Кандинский, Надежда Удальцова, Александра Экстер и Любовь Попова, "беспредметник", ученик Малевича Иван Кудряшов, художник Большого театра Федор Федоровский…
Первая мысль: этого не может быть. Рисунки гениального Василия Чекрыгина в старых картонных папочках на завязках в Вятке? "Пробегающий пейзаж" раннего, 1914 года, Ивана Клюна, который и в Третьяковской галерее наперечет? "Живописная архитектоника" блистательной Любови Поповой, "амазонки авангарда", открытой заново Георгием Костаки? Полотна Ольги Розановой из серии "Игральные карты", которые известны по гравюрам в футуристической "Заумной гниге" Алексея Крученых?
Именно поэтому у нынешней выставки два сюжета. Первый связан с историей самой выставки 1921 года. Второй - с историей открытия этого невероятного сюжета. И этим выставка в Екатеринбурге напоминает не только масштабный межмузейный проект "Авангард. Список №1", показанный в Третьяковской галерее, не только выставки "До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев" (2015, 2017) в Еврейском музее и центре толерантности, но и проект "Хвост кометы" (2018) в музее-заповеднике "Ростовский Кремль".
Объединяет все эти очень разные, но равно многотрудные для исследователей выставки то, что они раскрывают разные части абсолютно новаторского для ХХ века проекта, результатом которого должна была стать сеть Музеев живописной культуры (МЖК) по всей стране. Их "флагманским", как сейчас бы сказали, проектом было создание нового музея в Москве, в Третьяковской галерее, и Музея художественной культуры в Петрограде. Но провинциальные музеи и художественные училища рассматривались как равноправные и очень важные партнеры столичных музеев. Собственно, сама идея создания не одиночной выставки, а целого "архипелага" современного искусства, частями которого могли стать и музеи, и художественные училища по всей стране, была новаторской. Она возникла в отделе Изо и Музейном бюро Наркомпроса (в последнем работал Кандинский, затем его сменил Родченко). С одной стороны, этот проект явно учитывал организационный и проектный опыт коммерческой антрепризы Дягилева и выставок передвижников, с другой - вдохновлялся просветительскими импульсами русской демократической интеллигенции.
Даже век спустя этот проект выглядит на редкость современным. Все, на что делает ставку XXI век: горизонтальные связи, развитие региональных музеев и культурных центров, образовательный потенциал проекта и реформа художественного образования, потребность и желание говорить о дне сегодняшнем языком современного искусства, живой диалог со зрителями, - можно обнаружить в этом проекте. Искусство, а не идеология виделись тут движителем обновления и прогресса.
Иначе говоря, еще до "лампочки Ильича" и первого трактора, эпоха модернизма должна была прийти в маленькие городки России с новым искусством ХХ века. С экспрессивными "Композициями" Кандинского, вместе со строгой логикой работ конструктивистов, с беспредметными архитектонами супрематистов... Выставка, которая должна была проехать по семи городам Вятской губернии, начав свой путь в слободе Кукарка, была частью этого всероссийского проекта. Показательно, что для передвижных выставок в Вятской губернии были выпущены каталоги, в котором не только рассказывали, чем графика отличается от живописи, но и объясняли, почему художники обращаются к абстракции, к коллажу, к новым материалам…
Первой упоминание об этой выставке нашла Анна Шакина, которая в нулевых писала диссертацию о художественной жизни Вятской губернии в начале ХХ века. Звучало не слишком многообещающе. Но, роясь в областном архиве, она нашла упоминание о передвижной выставке и личное дело ее организатора, сотрудника Наркомпроса Евгения Васильевича Медведева. Кроме архитектора Медведева (родившегося в Вятке, учившегося в Варшаве, умершего в блокадном Ленинграде), организаторами выставки были местный художник Сергей Вшивцев и учитель (или школьный работник, "шкраб" - в терминологии тех лет) Сергей Якимов. Они решили устроить передвижную выставку, провезти ее по семи городам Вятской губернии и познакомить местную публику с современным искусством. Первым пунктом назначения была слобода Кукарск (сегодня город Советск), следующим стал город Яранск, который оказался и последним в этом маршруте.
Ничего драматичного, все обыкновенно: зима, весна, распутица, отсутствие денег или лошадей, вероятно - того и другого. Как бы то ни было, вывезти из Яранска даже в Вятку выставку не смогли, несмотря на несколько попыток. (Это удастся только в 1965-м: тогда 77 работ, оставшихся с Яранском музее с 1921 года, отправились в Вятский художественный музей). Так, благодаря стечению обстоятельств, которое разве Салтыков-Щедрин мог придумать, шедевры авангарда благополучно пролежали в подвале музея сто лет, пережив борьбу с формализмом, и с космополитизмом, войну и оттепельные бури, и директивы застоя, и перестройку, и рубеж веков…
В 2005 и 2017 из Яранского музея брали графику Кандинского на выставку в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Тогда же в 2017 Андрей Сарабьянов, который занимается наследием авангарда и работает методично в региональных музеях, увидел живопись Кандинского в Яранском краеведческом музее, и на всякий случай спросил и про графику. Так начиналась история уже нынешней выставки.
Не прошло и ста лет, и сегодня в Екатеринбурге можно увидеть почти полторы сотни работ 51 художника. Имена первого ряда. Реконструкция давней выставки, что воссоздана исследователями на основе находок в Вятском художественном музее, Яранском краеведческом музее и Слободском краеведческом музее.
Самый интересный вопрос, конечно, куда эта выставка поедет после Екатеринбурга. Я не к тому, что история иногда повторяется в виде фарса, но все же… Очень хотелось бы ее увидеть в целости и сохранности, например, в Москве.