- Цифровизация АПК в Белгородской области стала приоритетным направлением давно. А с 2015 года этим стали особенно активно заниматься наши сельхозпроизводители, - поясняет начальник департамента АПК и воспроизводства окружающей среды Юлия Щедрина.
Белгородское сельское хозяйство становится умным постепенно: так, изначально здесь стали оцифровывать поля, нанося на карту особенности почвы на каждом из участков. Цифровые метеостанции позволяют прогнозировать обработку посевов и пашни, за развитием растений следят дроны, а удобрения вносят с учетом данных той самой цифровой карты, где отражен состав почвы.
Белгородские аграрии уже больше десяти лет внедряют биологическую систему земледелия, и технику для этого приобретают особенную. Юлия Щедрина отмечает, что обновление парка идет постоянно.
- В следующем году пройдет очередной этап, и мы надеемся, что среди новых машин появятся и беспилотные, - говорит она.
Демонстрация беспилотного образца прошла при участии сотрудников компании-разработчика. Специалист стоял рядом с кабиной движущегося комбайна. Сама машина шла точно по кромке зрелых посевов сои. Представители компании заявили, что объем обмолота беспилотником выше на 15-20 процентов за счет точности движений каждой детали машины.
Комбайн сам "видит", где заканчиваются посевы, сам разворачивается, и сам определяет препятствия для движения. Представитель компании-разработчика Олег Александров подчеркивает, что "программировать" комбайн на месте - не надо.
- Задание машина получает на бортовой компьютер из удаленного офиса, - уточняет он. - Для этого система использует характеристики поля и самой уборочной машины. Для зерноуборочных комбайнов предусмотрено и место для выгрузки намолоченного зерна, информация о нем поступает еще и водителю зерновоза.
Однако на резонный вопрос: можно ли теперь обойтись без специалиста в поле, Александров отвечает:
- Нельзя, его задача - отлеживать параметры процесса, - поясняет он. - Но сил и энергии на это тратится гораздо меньше, чем на управление комбайном, а значит, один специалист может обслуживать сразу несколько машин.
Операторам беспилотных комбайнов, в свою очередь, нужно быть не просто механизаторами, но и немного программистами. При этом всегда выглядеть так, чтобы система FACE-ID, которую скоро внедрят в беспилотники в дополнение к другим функциям, "узнавала" в человеке того, кто имеет право работать с умной техникой.