Если они обретут силу, реализацией основных направлений государственной политики в области промыслов, включая господдержку, займется специальный федеральный фонд. Кроме того, мастера и художники должны будут объединиться в саморегулируемые организации. Как промысловики СЗФО оценивают грядущие реформы, какая помощь им требуется от местных властей, выясняла корреспондент "Российской газеты".
Адаптировать льготы
Сейчас законодательство относит предприятия НХП к категории промышленных предприятий. Но художественные артели, в работе которых важную роль играют ручной труд и возможность творческого варьирования, не могут претендовать на преференции наравне с классическими автоматизированными производствами. Отдельный федеральный проект, посвященный развитию народных художественных промыслов, способен исправить ситуацию.
- Однако важно, чтобы в обсуждении этого проекта, в разработке мер поддержки участвовали сами мастера и художники, - комментирует ситуацию председатель правления ассоциации "НХП России" член-корреспондент Российской академии художеств Геннадий Дрожжин. - Давайте проанализируем действующие преференции для промышленников, для субъектов малого и среднего бизнеса и адаптируем их для предприятий НХП.
Что касается поправок в федеральный закон о народных художественных промыслах, отношение к ним у представителей отрасли неоднозначное. К примеру, пока непонятно, кто будет администрировать специальный фонд, как будет развиваться система саморегулирования - по инициативе сверху или снизу.
- Я возглавляю предприятие по производству изделий из ивового прута, расположенное в Ленобласти. Весной мы планировали подать заявку на включение в перечень получателей субсидий по линии федерального Минпромторга, - рассказывает председатель правления ассоциации "Производители изделий НХП и ремесел Санкт-Петербурга и Ленинградской области" Дмитрий Денисов. - Но потом стало известно о поправках в федеральный закон об НХП, и мы поставили эту работу на паузу. Не хочется потратить несколько месяцев на подготовку документов, уйму сил, чтобы потом узнать, что процедура изменилась. Неясно, к примеру, станет ли членство в саморегулируемой организации обязательным условием для получения мер поддержки или нет.
Долгожданные туристы
В Ленинградской области выручка промысловиков во время длительного нерабочего периода упала в три-четыре раза. Многие организации сократили штаты. Из-за этого, кстати, они не смогли воспользоваться федеральными субсидиями на выплату зарплат как представители пострадавшей отрасли экономики.
- Тяжелее всего пришлось тем, чей основной доход формировали сувениры, - отмечает Дмитрий Денисов. - Судя по ярмаркам, которые возобновились примерно месяц назад, в строю остались только 20 процентов таких производителей. На смену остальным 80 процентам пришли перекупщики, а это плохая тенденция.
Сейчас благодаря бурно развивающемуся внутреннему туризму ситуация нормализуется. Российские путешественники не только закрыли спрос, который ранее создавали иностранцы, но и перекрыли его. Но туристический сезон в Ленинградской области и Санкт-Петербурге скоро завершится. Поэтому предприятиям НХП необходимо помочь с диверсификацией каналов сбыта.
Подводные камни онлайн-торговли
Речь идет, в частности, о сотрудничестве с российскими маркетплейсами. Перед выходом на эти площадки необходимо провести серьезную подготовительную работу: изучить соглашения, разобраться в принципе работы складов, профессионально сфотографировать товар и так далее.
- Мы уже разместили изделия из ивового прута на Wildberries и OZON. Подводных камней оказалось немало, - отмечает Дмитрий Денисов. - К примеру, продукция бесплатно хранится на складе только первые 60 дней. Затем, если все распродать не удалось, начинается платное хранение, причем забрать товар нельзя. Не зная нюансов, можно сработать в минус.
Нам помогли друзья, которые уже прошли весь этот путь. Но в перспективе для предприятий НХП необходимо организовать мастер-классы по работе с маркетплейсами - к примеру, на площадке регионального центра "Мой бизнес". Нелишней будет и компенсация услуг профессиональных фотографов. Если представлять в крупнейших интернет-магазинах не отдельные компании, а региональную ассоциацию, получим существенную экономию на комиссии за счет расширения ассортимента. Россияне привыкли совершать покупки в интернете, и производители должны следовать за потребителями.
Еще один важный канал сбыта - специализированные магазины по продаже изделий НХП.?Сейчас такими торговыми точками могут похвастаться редкие субъекты РФ. В СЗФО хороший пример подает Вологодская область, развивающая "промысловую" торговую сеть и на своей территории, и в других регионах.
- В перспективе специализированные магазины необходимо создавать во всех областных центрах, - подчеркивает Геннадий Дрожжин. - Они должны располагаться в центре города и быть узнаваемыми. Чтобы туристы понимали: здесь можно купить калининградские изделия из янтаря, новгородское литье или карельскую вышивку, а не сувениры, произведенные в Китае. Самим промысловикам не потянуть аренду помещений в туристических местах. Эту работу, курируемую на федеральном уровне, должны вести региональные власти. Надеюсь, законодательные изменения, которые нас ожидают, будут охватывать в том числе и проблемы сбыта.
Калининградские янтарщики начали позиционировать свои украшения и сувениры как изделия НХП всего несколько лет назад. Тогда в регионе приняли стратегию развития янтарной отрасли, частью которой стало развитие народных художественных промыслов.
При этом янтарная отрасль - одна из старейших в регионе. Калининградская область была образована на территории бывшей Восточной Пруссии в 1946 году, а уже в 1947-м на базе Кенигсбергской янтарной мануфактуры заработал Калининградский янтарный комбинат. Сейчас в эксклаве насчитывается несколько десятков предприятий, янтарные изделия которых ценятся и в России, и за рубежом.
- Уникальная продукция из янтаря является историческим и художественным достоянием Калининградской области. Будет правильно и логично, если ее производители получат статус предприятий НХП и соответствующие преференции, - говорит генеральный директор Кластера янтарной промышленности Калининградской области Антон Федосов. - Для этого компании необходимо внести изменения в устав и осуществлять деятельность по коду ОКВЭД "производство изделий народных художественных промыслов" не менее полугода. Затем следует представить изделия на региональный совет по НХП, пройти федеральный совет. После этого можно подать заявку на включение компании в перечень организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета. Два участника нашего кластера уже начали производство изделий в рамках необходимого кода ОКВЭД, работа в этом направлении продолжается.
(Текст подготовлен Ульяной Утхуновой, корреспондентом СМИ-партнера "РГ" газетой "Красный Север" - Салехард, ЯНАО):
На Ямале НХП прочно связаны с жизнедеятельностью коренных народностей Севера: ненцев, ханты, селькупов, коми-зырян. Мастеров и выдумки хватает, но найти массового покупателя из Арктического региона, трудно. Когда в отдаленном селе нет даже сувенирной лавки, выручают только давние связи и частные заказы. Бивни мамонта, рога лося выкупают с рук, дерево заготавливают сами. Сбыть товар проще в городе, поэтому сельские ремесленники с большим удовольствием ездят на фестивали и выставки, тем более что это редко бывает.
Это расширенный вариант текста, сокращенный опубликован в печатной версии