23.09.2020 05:01
Культура

Режиссер Армандо Ианнуччи рассказал о своем новом фильме

Режиссер Армандо Ианнуччи о своем новом фильме по Чарльзу Диккенсу: зачем из драмы ломать комедию
Текст:  Сусанна Альперина
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №214 (8268)
Фильмы режиссера Армандо Ианнуччи - как лекарство. В них всегда много позитива и юмора. Не стала исключением и новинка, которая выходит в российских онлайн-кинотеатрах 17 сентября под названием "История Дэвида Копперфильда" (The Personal History of David Copperfield).
/ Предоставлено кинокомпанией "Вольга"
Читать на сайте RG.RU

Фильм снят по классической книге Чарльза Диккенса "Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим", автобиографичной для писателя. Однако режиссер "пересмотрел" историю, вывел на передний план все ее веселые стороны и добавил еще столько юмора, сколько способен вместить один фильм. Почему так? Ответ на этот вопрос - в интервью обозревателю "РГ".

Что переняли его дети и внуки, которые судят и делают наше молодое кино

Армандо, почему вы решили снимать новый фильм именно по истории Дэвида Копперфильда?

Армандо Ианнуччи: Лет с 13-14, с тех пор, как стал заядлым читателем, я большой поклонник Чарльза Диккенса. Он мог быть простым и веселым - писал для большой аудитории, при этом говорил о больших серьезных вещах. Он был одним из популярнейших писателей мира того времени. Все любили его романы, зачитывались ими и ожидали их выхода. И, имея такую огромную публичную платформу, он не боялся говорить о трудных и непонятных сторонах жизни. Таких, как детский труд, бедность, жестокость в школе, несправедливые законы. Именно это его умение всегда давало мне импульс вдохновения, в частности как для писателя - не только как для режиссера. И сформировало меня во многом, и заставило задуматься о многих вещах.

Полное название фильма - "Личная история Дэвида Копперфильда". Насколько она личная для вас самого?

Армандо Ианнуччи: Мне кажется, что, по сути, это очень современная история, близкая каждому из нас. Люди ведь часто задаются вопросами: "Кто я в современном мире?", "Что другие думают обо мне?", "Вписываюсь ли я в общество?", "Правильно ли поступаю?" и так далее. Думаю, что все мы имеем такие страхи, и социальные сети лишь способствуют их увеличению, порождая такие вопросы, как "Кто меня читает?", "Сколько у меня подписчиков?", "Сколько моих постов пересылается другим?", "Насколько я популярен?", и другие. Также этот роман Диккенса написан очень современным языком и стилем. С субъективным взглядом писателя на все происходящее. Сцены из его реального детства перемешаны с эпизодами, которых не было. Вы же знаете - наша память иногда играет с нами шутки. Также этот роман - о героизме, хотя главный герой и не всегда себя ведет подобающим образом. С некоторыми он просто жесток и мстителен. Он представляется кем-то, чтобы достичь своей цели и стать популярным. Все это делает книгу лично для меня очень актуальной.

Почему главный герой в исполнении актера Дева Пателя похож на фокусника Дэвида Копперфильда? И если продолжать сравнение - в чем главный фокус и магия вашего фильма?

Армандо Ианнуччи: Когда я только задумал фильм, то сразу представлял Дева Пателя в роли Дэвида. Я видел Дева в "Миллионере из трущоб", где он был смешной и трогательный; в фильме "Лев", где он очень харизматичный. Дев очень теплый человек - какую бы роль ни играл, зритель всегда хочет, чтобы у его героя все было хорошо и все получилось. И я очень рад, что Дев согласился сниматься, потому что у меня не было альтернативы. Дев Патель есть в каждой сцене фильма! Ему нужно было играть в картине драму, комедию, любовь, ненависть, и он делал это все.

Я бы сказала, что вы поставили историю Дэвида Копперфильда в жанре клоунады. Тем временем роман Диккенса - это, скорее, драма. Что вас заставило сменить жанр?

Армандо Ианнуччи: Когда вы читаете эту книгу Чарльза Диккенса, то отмечаете, что она на удивление веселая и смешная. Что касается жанра клоунады и цирка, скорее, мой фильм - это развлечение, как шоу. Для меня было важно, чтобы зритель чувствовал жизнь перед собой, несмотря на то что все происходит в 1840 году. Сам я вырос в уверенности, что Диккенс очень веселый писатель. Конечно, я знаю, что он затрагивал очень болезненные темы - отсюда ощущение драмы и мрачности. Однако я могу сравнить комедийный дар Диккенса с таким же даром Чарли Чаплина. У обоих рассказ о маленьком человеке, который справляется с житейскими трудностями, бывает смешным, но, несмотря на смех, мы чувствуем человечность в этих образах. И это, кстати, еще одна причина, по которой я выбрал Дева Пателя на эту роль. У него даже физически есть эти качества - смешного человека. И один из известных кинообозревателей также в своей статье сравнил уже Дева с Чаплином. Оба они похожи: когда падают, над ними все смеются - но они встают!

В вашем фильме снимается актер Питер Капальди, которого все воспринимают как Доктора Кто. А кроме него Хью Лори - знаменитый Доктор Хаус. Вы специально так подобрали "докторов"?

Армандо Ианнуччи: Я знаю Питера Капальди довольно давно и захотел предложить ему эту роль. С Хью мы работали вместе в сериалах "Вице-Президент" и моем новом - "Авеню 5". Я знаю его как комика - у него есть работы в этом амплуа в нескольких британских сериалах. И поэтому для меня было очень удобно пригласить их обоих сниматься в фильм о Копперфильде. И получилось очень любопытно. Персонаж Хью - человек с ментальной болезнью. Возможно, это один из первых описанных в литературе подобных образов, где обо всем говорится открыто, а не намеками.

У вас в фильме герои разных национальностей - это бросается в глаза. Такой выбор с вашей стороны - это дань политкорректности?

Армандо Ианнуччи: Нет. Я уже говорил про Дева Пателя, что знал: только он будет играть главную роль. А он индийского происхождения, хоть и рожденный в Англии. Остальных актеров я выбирал по их большему сходству по духу с предполагаемой ролью. Мне хотелось, чтобы они "пересеклись" с современными людьми, чтобы зрители смотрели и видели сходство с сегодняшним днем, несмотря на то что действие происходит в 1840 году.

Как вы думаете, какое главное качество нужно человеку, чтобы стать писателем? На примере Чарльза Диккенса, Дэвида Копперфильда и на своем.

Что в кино: расизм, ужасы, аборты и Меган Фокс против хищника

Армандо Ианнуччи: Думаю, что это обязательность. Способность уединиться и отдаться только этому - без ответвлений на другие дела. Я так не могу. Начинаю что-то, потом проверяю электронную почту, тут же отвлекаюсь еще на что-то. Думаю, что это еще и внутренняя дисциплина и умение слушать и слышать. Наблюдение за людьми тоже важно. Но умение слушать важнее - чтобы потом не вкладывать в текст свои слова, а именно использовать те голоса, что услышал. Также важно это делать постоянно. А я люблю изучать что-то новое, все время увлекаюсь чем-то. А тут нужно забыть обо всем и сконцентрироваться на одном.

Что вы будете снимать в будущем и каков ваш прогноз - что будет с кино?

Армандо Ианнуччи: Второй сезон "Авеню 5". Очень надеюсь, что кино, особенно независимое, выстоит в это тяжелое время. Потому что есть что-то неповторимое при просмотре фильма в кинотеатре. Я очень люблю показы, когда мы представляем фильм аудитории, а потом отвечаем на вопросы. Мы видим наших зрителей, знакомимся с ними, наблюдаем за их реакцией на фильм.

Мировое кино