Решение в пользу создания ракеты "Булава" было принято в 1998 году. Разработку новой морской стратегической ракеты поручили Московскому институту теплотехники. В качестве аргументов в пользу такого решения назвали стремление к унификации морских и сухопутных твердотопливных ракет.
Но были и противники. Они указывали на отсутствие у института опыта создания ракет именно морского базирования. А еще отмечали необходимость переделки атомной подводной лодки "Юрий Долгорукий", которую строили с 1996 года на предприятии Севмаш в Северодвинске и планировали использовать на ней комплекс стратегического оружия "Барк". Но в итоге решение приняли.
В конце 2004 года "Булава" прошла успешный этап надводных и подводных бросковых испытаний с атомной подводной лодки "Дмитрий Донской". Испытания проводилось для проверки возможности использования ракеты с субмарин.
В следующем году 27 сентября ракету запустили с "Дмитрия Донского" из надводного положения по объекту на Камчатке. Командовал экипажем капитан 1 ранга Аркадий Романов.
Головная часть ракеты в расчетное время успешно поразила условную цель на полигоне Кура. Тогдашний главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Владимир Масорин поблагодарил командира Романова и экипаж "Дмитрия Донского" за хорошую морскую выучку и успешную работу.
21 декабря 2005 года был произведен успешный пуск из подводного положения по полигону Кура. В июне 2018 года ракету "Булава" приняли на вооружение ВМФ РФ по результатам испытаний.
Р-30 "Булава" - межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования в составе пускового комплекса Д-30. Предназначена для вооружения ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проектов "Борей" и "Борей-М", испытания проводились на модернизированной субмарине "Дмитрий Донской" проекта 941 "Акула".
Стартовый вес "Булавы" - 36,8 тонны. Ракета трехступенчатая, первые две имеют твердотопливные движки, третья - жидкостный, обеспечивающий нужную скорость и сверхманевренность на заключительном этапе полета. Длина в пусковом контейнере - 12,1 метра. Максимальная дальность - до 10 тысяч километров.
Корреспонденты "РГ" побывали на борту подводного крейсера "Дмитрий Донской"