Они быстро добились успеха благодаря хитам "Сумасшедшие москвички", "Новое московское сиртаки" (более известное как "Голубые как яйца дрозда"), "Karl Маrx Stadt" и "Там". Последний хит вообще казался абсурдным: во-первых, в качестве текстовой основы было использовано стихотворение Бродского - вполне живого на тот момент классика неподцензурной поэзии. А во-вторых, он был записан дуэтом со Львом Лещенко, классиком (слава богу, до сих пор живому) официальной советской эстрады. Мягкие романтики-электронщики оказались настоящими авангардистами!
Но на рубеже нулевых "Мегаполис" фактически перестает записывать и выпускать новые песни, а его участники уходят в продюсерскую деятельность на собственном лейбле "Снегири Рекордс". Так, именно благодаря "Снегирям" стремительно взошла звезда группы "Маша и Медведи" с их необычным хитом "Любочка" - в котором явно чувствуется стиль Нестерова.
Этот путь, из звезд в продюсеры - обычный для многих артистов и у нас, и на Западе. К тому же Нестеров стал преподавать и писать небезынтересные романы. Но дальше случилось неожиданное. В 2010 году группа, никогда официально не распадавшаяся, резко вернулась к концертной деятельности. И не со старыми хитами, а с великолепным новым альбомом "Супертанго", открывшим удивленным слушателям совершенно новый "Мегаполис". Закрепив успех альбомами 2014 года "Из жизни планет (саундтрек к неснятым фильмам Оттепели)", "Zerolines" (2016) и нынешним "Ноябрем".
Главное, что сделали повзрослевшие Нестеров сотоварищи - пересмотрели отношение к творчеству. Они перестали писать "песни" - а научились погружаться в звуковые потоки, которые могут нести их и час, и три - и выныривать из них с трех-пятиминутными треками, которые действительно можно условно называть "песнями". Хотя правильнее - звуковыми сгустками, передающие определенные состояния.
Конечно, подобным образом записывали альбомы и калифорнийские психоделические группы шестидесятых; но "Мегаполис" делает это, во-первых, абсолютно не прибегая к какому бы то ни было "расширению сознания", кроме самой музыки, а во-вторых, получаемый результат - не причудливая "стена звука" с запутанными запилами и головоломными текстами, а наоборот - звуки, достигающие прозрачности и гармоничности небесных сфер (недаром премьера Zerolines прошла в московском планетарии) и слова, "снятые" с голоса настоящих поэтов: простые, но действенные. Хорошо соответствующие подчеркнуто негромкому, нефорсированному, но идеально интонирующему голосу Олега Нестерова.
В "Ноябре" это движение в сторону поэзии достигло такого уровня, что "Мегаполис" пригласил отбирать тексты, которые соответствуют тем или иным музыкальным состояниям, отдельного человека: кинорежиссера Рому Либерова, известного по рисовано-игровым фильмам, посвященным Мандельштаму, Олеше, Бродскому, Довлатову. И он привнес на альбом, по его уверениям - после долгого кропотливого отбора - стихотворные тексты XX века самого разного уровня известности. Соавторами 13 музыкальных треков выступили Всеволод Некрасов, Иван Ахметьев, Алексей Ильичев, Григорий Дашевский, Михаил Кузмин, Владимир Ханан, Сергей Шестаков, Жак Превер, Андрей Вознесенский, Георгий Иванов, Осип Мандельштам. По именам понятно, что часть текстов для большинства слушателей окажутся откровением, а часть покажется дерзостью. Как можно петь под электрогитары с четким ритмом ударных "Форель разбивает лёд" декадента Кузмина или даже "Я вздрагиваю от холода - Мне хочется онеметь!" Мандельштама?!
Москвичи смогут лично оценить - как, уже в эти выходные. Живая театрализованная премьера программы - 1-3 ноября в Электротеатре "Станиславский". По условиям времени рассадка в зале шахматная, всего на 100 человек. Что, впрочем, в данном случае только подчеркнет интимность переживания.