Российские дипломаты и парламентарии предпринимают огромные усилия по их освобождению. Переговоры с властями Нигерии не прекращаются ни на час. Однако пираты выдвигают все новые и новые ультиматумы, пытаясь извлечь из этого торга максимальную выгоду, будто речь идет не о людях, а о товаре. По сведениям, полученным от родственников, похищенным морякам угрожает смертельная опасность. Содержат их в совершенно неприемлемых условиях в каком-то пиратском палаточном лагере вблизи Лагоса. Будто и не XXI век на дворе…
В борьбу за освобождение наших граждан из пиратского плена подключилась и я, как Уполномоченный по правам человека в РФ. Обращаясь к своему коллеге - Генеральному секретарю национальной комиссии по правам человека Нигерии Энтони Оджукву, я попросила предпринять все необходимые меры, направленные на соблюдение прав и свобод наших моряков, и оказать всё возможное содействие в возвращении их на родину. Другое мое ходатайство направлено Верховному Комиссару ООН по правам человека Мишель Бачелет с просьбой о содействии в скорейшем освобождении наших граждан.
Только за последние полтора года в Гвинейском заливе было похищено 27 российских моряков. В мире по сути возник новый очаг неопиратства. Благодаря настойчивым усилиям наших дипломатов, скоординированным действиям нигерийских властей и представителей компаний - судовладельцев, удалось добиться освобождения 22 граждан России.
Однако искоренить пиратство в мире пока не удается. Более того, оно стало срастаться с набирающим силу международным терроризмом и приобретать новые, еще более опасные формы: возникло всем ныне известное "воздушное пиратство". Связь между пиратством и терроризмом стала вызывать особую озабоченность мирового сообщества после захвата палестинскими боевиками круизного лайнера "Ахилл Лауро" в 1985 году. А в 1995 году генеральный секретарь Международной морской организации Уильям О"Нил направил всем членам этого объединения официальное предупреждение о росте угрозы морского пиратства в мире. Он потребовал от председателя Комитета по безопасности на море и Международного комитета борьбы против пиратства усилить меры по предупреждению и подавлению актов пиратства и вооруженных ограблений судов.
Но, несмотря на это, начиная с конца XX века морское пиратство вновь расцвело в морях Восточной и Юго-Восточной Азии и Восточной Африки, где акты морского разбоя стали совершаться разветвленными преступными организациями, занимающимися контрабандой оружия, наркотиков и другой криминальной деятельностью. Эти новоявленные члены "берегового братства", как правило, действуют в небольших портах, которые получают долю от незаконной прибыли. Они особенно активизировались в 2008-2009 годах в водах у берегов Африки, чаще всего - у побережья Сомали. Практически регулярный захват судов, принадлежащих десяткам стран, привел к тому, что военно-морские флота крупнейших держав, включая Россию, вынуждены были ввести в этих водах патрулирование на постоянной основе. Эта миссия принесла свои результаты: ситуация с мореходством в районе Африканского Рога нормализовалась. Но возник новый очаг неопиратства в Гвинейском заливе, о котором я рассказала вначале.
Казалось, что пиратство как явление было уничтожено к середине XVIII века. "Удачи императоры, бродяги ста морей, кто в вице-губернаторы, а кто и на нок-рей…" Памятные с детства зачитанные томики Роберта Луиса Стивенсона и Рафаэля Сабатини: одноногий Джон Сильвер, благородный капитан Блад, страшный Тич Черная Борода… Но и во времена, описанные в приключенческих романах, как всегда это бывает в реальной жизни, романтики было сильно поменьше, а вот крови и грязи - куда как побольше. Немногие пираты и флибустьеры стали адмиралами и уважаемыми членами палаты лордов одного островного королевства, ну а большинство закончили свой трудовой путь на реях фрегатов, где их живописно развесили, дабы воздействовать на подданных с низкой социальной ответственностью.
Однако почти исчезнув как явление и одна из форм "крупного бизнеса", пиратство оставило свои метастазы. В довольно крупных размерах оно процветало в Юго-Восточной Азии - кто же не слышал о знаменитой мадам Вонг и ее банде, десятилетиями орудовавшей в Южно-Китайском море. А с середины 50-х годов XX века количество пиратских нападений на торговые суда стало исчисляться десятками. Я не могу отрешиться от мысли, что этому способствовало то, что великие державы, занятые глобальным противостоянием, попросту просмотрели развитие этого опаснейшего явления. На словах все было правильно: растущий морской разбой строго порицался. Женевская конвенция от 29 апреля 1958 года определила пиратство в открытом море как "незаконный акт насилия и хищения (грабежа) со стороны экипажа или пассажиров одного корабля против другого, или лиц, или их имущества, находящегося на борту…". Но справиться с проблемой не удалось. Очень надеюсь, что в год 75-й годовщины со дня образования ООН международное сообщество, мои коллеги-омбудсмены предпримут коллективные действия, чтобы положить конец пиратству на планете Земля и поддержать глобальное сотрудничество во имя самой гуманной цели - спасения человеческих жизней. Именно это и станет ярким подтверждением принципа, заложенного в преамбуле Устава ООН и гласящего, что цель объединенных наций состоит в том, чтобы "утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности". В конце концов, для чего и для кого принимались нормы международного морского права, закрепленные в статье 101 Конвенции ООН по морскому праву - "Определение пиратства"?! Верю, надеюсь, что мировое сообщество услышит отчаянные просьбы родных и близких российских пленников, и продолжаю бороться за их судьбу.