30.09.2020 11:34
Общество

Как в Башкирии развивают институт наставничества для одаренных детей

В Башкирии развивают институт наставничества для одаренных детей
Текст:  Айгуль Камаева (Уфа)
Российская газета - Неделя - Башкортостан: №220 (8274)
Отток талантливой и перспективной молодежи в другие регионы - проблема, которая не сходит с региональной повестки уже не первый год. Определенные подвижки есть: по данным минобрнауки РБ, в 2019 году из 109 стобалльников в регионе осталось лишь 17 процентов, а 2020 году уже 45 процентов ребят заявили о желании поступать в уфимские университеты.
/ Петр Коннов/РГ
Читать на сайте RG.RU

Причин тому несколько. Во-первых, многие родители испугались ситуации с пандемией и решили не отпускать далеко своих чад. Во-вторых, в этом году в региональных вузах более чем на тысячу увеличили количество бюджетных мест. В-третьих, местные университеты стали активнее работать со школами и создавать предуниверсарии. И к этой работе совершенно бесплатно присоединились студенты-наставники, которые помогают талантливым детям получать новые знания, а заодно делать взвешенный выбор: где продолжить обучение.

Ученые: Школьные отметки не позволяют оценить одаренных детей

Тимур и его команда

Так, в республиканском инженерном лицее-интернате (РИЛИ) к олимпиадам по химии детей готовят свои же выпускники, а ныне студенты Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ). Они даже создали ассоциацию наставников олимпиадного движения. Коротко - АНОД. Ее костяк - 12 бывших победителей и призеров олимпиад по химии - выпускники РИЛИ и школьники-помощники. Результаты их работы впечатляют: в 2019 году 38 процентов наград региональных интеллектуальных состязаний по этому предмету завоевали ученики инженерного лицея, а трое стали призерами всероссийской олимпиады.

- Мы, члены ассоциации, работаем бесплатно, но получаем при этом практический опыт. К примеру, я научился составлять документы для грантов, администрировать проекты и взаимодействовать с учениками. Тогда как школьникам подготовиться к интеллектуальным состязаниям проще и интереснее с молодым наставником, который сам совсем недавно прошел через олимпиадное движение, - объясняет один из создателей АНОД Тимур Маннанов.

Тимур - победитель Всероссийской олимпиады школьников по химии, золотой медалист международной Менделеевской олимпиады. Молодой человек учится на третьем курсе УГНТУ по специальности "Газохимия", хотя легко мог бы поступить в престижный столичный или зарубежный вуз. По его словам, остался в Уфе, потому что в Москве и за границей конкуренция больше. А в Башкирии можно учиться, получать стипендию в несколько раз выше средней зарплаты по региону и реализовывать свои проекты, например, АНОД. Тимур с командой единомышленников уже получил грант Федерального агентства по делам молодежи в размере 500 тысяч рублей на дальнейшее развитие ассоциации. Кроме того, молодой человек организовал республиканскую олимпиаду юниоров по химии, выиграв грант на сумму 100 тысяч рублей на всероссийском форуме "Территория смыслов".

- Многие ребята не понимают ценность победы в интеллектуальных состязаниях, а ведь с ними можно поступить в вуз без учета результатов ЕГЭ и получать высокую стипендию в вузе. К примеру, в УГНТУ олимпиадникам-первокурсникам платят до 50 тысяч рублей в месяц, - заметил Тимур.

Талантливые школьники получат гранты от государства

Об этом он рассказывает и своим ученикам. Так успешные студенты демонстрируют своим юным ученикам: в Башкирии тоже можно многого добиться. Два года назад по стопам наставников пошли шесть воспитанников АНОД, в прошлом году - еще четверо. Они поступили в УГНТУ на бюджет и в большинстве своем сейчас получают повышенную стипендию.

Хотя, справедливости ради, стоит отметить: Тимуру Маннанову с его командой пришлось приложить немало сил, чтобы реализовать свои идеи.

Наукоград от Германа

А 17-летний уфимский гений-инноватор и наставник подрастающего поколения Герман Янгалин мечтает о большем: открыть в Башкирии Наукоград, сеть технопарков и бизнес-инкубатор. Главная особенность его проекта - междисциплинарность. Так, по задумке Германа, в Наукограде будут обучать по всем инновационным направлениям - от наноинженерии до проектирования киберфизических систем.

Герман - победитель многочисленных конкурсов и олимпиад и уже не первый год делится своими знаниями с другими ребятами. Он проводит бесплатные онлайн-лекции и мастер-классы в интернете по 3D-моделированию и 3D-технологиям, помогая ребятам получить новые знания и определиться с профессией. Только на образовательной платформе Stepik у юноши более 3,6 тысячи учеников. Кроме того, сейчас Герман Янгалин при поддержке компании АСКОН проводит свой онлайн-хакатон по 3D-инновациям.

Но вот от региональных властей юный гений поддержки не получил, поэтому задумывается над тем, чтобы реализовать свой первый стартап по созданию Наукограда за границей и поступить в иностранный университет.

- В планах - покорить Скандинавию или Канаду, может быть, Малайзию. Это сложно, но я хочу сделать мир более инновационным. Планирую в будущем создать свою международную проектную школу, где ученик любой страны сможет получить современные компетенции и работать в команде, - рассказал Герман.

Под светом "Авроры"

Но, возможно, Герман Янгалин все-таки реализует свои планы в Башкирии, ведь в Уфе в прошлом году появился аналог федерального центра "Сириус" - региональный центр развития талантов "Аврора". Он занимается одаренными ребятами республики. И Тимур Маннанов, и Герман Янгалин, равно как многие другие ребята, уже попали в поле зрения сотрудников "Авроры" и учатся на их курсах либо выступают в качестве наставников и советников. В перспективе этот центр может стать стартовой площадкой для реализации проектов и идей будущих ломоносовых, кулибиных и менделеевых.

Как изменится олимпиада школьников, победители которой поступают без экзаменов

Заместитель директора по научно-инновационной работе центра развития талантов "Аврора" Александр Пономарев говорит:

- Основная задача центра "Аврора" - помочь ребятам раскрыть свои таланты и обеспечить возможность самореализоваться. Поэтому сейчас мы выстраиваем новую систему взаимодействия: школа - вуз - центр "Аврора", чтобы показать ребятам возможности наших региональных университетов через наставников. Ведь зачастую именно они влияют на выбор ребят: уехать из региона или же остаться. Для юных талантов главное - возможность воплотить свои идеи в жизнь. Конечно, высокая студенческая стипендия - тоже приятный и важный бонус, но прежде всего нужны условия для реализации проектов.

Компетентно

Лилия Гумерова, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре:

- Выявлять таланты мы научились. Сегодня есть огромное количество конкурсов и олимпиад в России и на международном уровне. Но очень важно сопровождать эти таланты, чтобы у каждого победителя был наставник и связь с конкретным предприятием. Чтобы ребенок знал: его наработки нужны в конкретном селе, городе, районе, регионе, чувствовал свою востребованность и значимость. Только тогда одаренные ребята будут оставаться на родине и работать на ее благо.

Образование Наука Башкортостан Башкортостан