Открывая выставку, генеральный продюсер фестиваля Дмитрий Месхиев подчеркнул, что это большое культурное событие для фестиваля, для Пскова - представлены настоящие произведения искусства.
- Мне очень нравится ездить по нашим российским городам и что-нибудь показывать. Я вижу такую сердечность людей и такое откровение в ожидании чего-то прекрасного... - призналась Надежда Васильева. - Мы были в Костроме, Иваново. Когда показывали костюмы из фильма "Матильда" в московском ГУМе, их смотрели толпы китайцев. Может, это хорошо для продвижения фильма, но ощущение счастья для художника, на мой взгляд, достигается только в наших провинциальных городах. Псков - невероятно красивый город, и мы с Ольгой гордимся, что именно здесь представили нашу русскую сказку, которую сняли недавно с новыми технологиями. Хотим провести выставку по нескольким городам, начали с Пскова.
- Сняли сказку в русском стиле, как снимали в советском кинематографе, как делал эскизы русский художник Билибин, знаменитый иллюстратор русских сказок и былин, - рассказала Ольга Михайлова. - Хотели продолжить линию традиционного русского народного костюма, традиционного изображения русской сказки. С применением новых технологий и с неожиданным применением старых - когда, например, валяные предметы становятся декоративными элементами костюма. Только для массовки сшито более 300 костюмов! Расшиты, связаны, расписаны они вручную - народными, лубочными картинками: русалки, коты, рыбки, солнышко… Не всегда легко воплотить то, что придумаешь. На создание костюмов ушло несколько месяцев. Порой убеждали режиссера и продюсеров, что такой-то костюм интересен визуально, как было, например, с костюмом Царь-девицы, пластиковым воротником.
Представлено немало удивительно красивых экспонатов. Глаз не оторвать! Костюмы Царя, придворных - Спальника, Казначея, Воеводы, наряды Ивана и Царь-девицы к сцене их знакомства, а еще - к сцене купания в котлах, свадьбы. Видим, во что одели богатую горожанку, здесь и головные уборы царских музыкантов.
Создано это все для фильма "Конек-Горбунок", экранизации одноименной сказки Петра Ершова. Снял картину режиссер Олег Погодин (автор фильмов "Дом", "Крик совы"). Продюсер Сергей Сельянов. Заняты актеры Антон Шагин (Иван-дурак), Паулина Андреева (Царь-девица), Павел Деревянко (Конек-Горбунок), Ян Цапник (Спальник), Одег Тактаров (Воевода). Премьера намечена на февраль 2021 года.
Снимали кино в Петербурге, в павильонах. И костюмы шили в петербургских мастерских.
Первые посетители оставили слова благодарности и восторженные признания в Книге отзывов. Один из них: "Славится Русь мастерами! Спасибо, что позволили прикоснуться к чудесному".
В галерее "Цех" при Псковском театре драмы выставка будет открыта до 25 октября. Вход свободный.
Справка "РГ"
Надежда Васильева - вдова режиссера Алексея Балабанова, художник по костюмам большинства его фильмов. Работала на картинах Владимира Бортко ("Идиот", "Мастер и Маргарита"), Алексея Учителя ("Матильда") и других режиссеров. В новом фильме Дмитрия Месхиева "Хорошие девочки попадают в рай" - как художник - постановщик. Более 30 лет назад Надежда Васильева поступила на "Ленфильм"
«Люблю одевать массовку»
Первым режиссером, с которым вы начали работать на студии, был Семен Аранович?
Надежда Васильева: Я делала плакаты к документальным фильмам Арановича "Личное дело Анны Ахматовой", "Я служил в охране Сталина". А первая самостоятельная работа художника по костюмам - на картине Виктора Титова "Васька" (1989 год). Это был замечательный, интересный человек, я вспоминаю его с большой любовью. Он очень любил артистов. Сразу поверил в меня, начинающего художника. У Виктора Абросимовича была несколько гротесковая школа в съемках, я предложила ему применить конструктивизм, супрематизм, которыми в то время увлекалась (благодаря бабушке и дедушке, которые служили в ленинградском театре Пролеткульта, где художником был Филонов), и он согласился.
Давно вы работаете вместе с Ольгой Михайловой?
Надежда Васильева: Лет 17, по-моему. Я люблю одевать массовку, она - внедрять новые технологии, опробовать их на себе и на артистах. Мне по старинке хочется, чтобы актриса в обморок упала от затягивания корсета, а Оля может сделать этот корсет на 3D- принтере так, чтобы он в кадре сам раскололся.
Я люблю, чтобы костюмы двигались, было движение в кадре. Не только, чтобы артист вертел головой, двигался. Все элементы лубка мне хотелось оживить. Чтобы крутились рыбки, русалки…Раньше у людей, приходивших на ярмарку, все вертелось, сверкало, даже при Петре, и мне хотелось передать этот игрушечно-погремушечный воздух, когда все движется с помощью механики. А у нас сегодня - с помощью батареек.
Расскажите, например, про костюмы Царя. Здесь их представлено три.
Надежда Васильева: Сшито четыре и еще ночная рубашка. Для этого костюма привезли ткани из Индии. Тут роскошная вышивка, богатство золота, канитель, которая придает - своими тенями - костюму глубину, при правильном освещении и хорошей работе оператора становится глубокой, рельефной, правдивой. У нас в России золотая вышивка сохранилась только в храмах, делать ее дорого и долго. В Индии вышивают мужчины - и делают это очень быстро. Поэтому мы заказывали вышивку в Индии, там же покупали на рынках старые сари, разрезали их, ставили на марлю, проклеивали, и делали костюм.
Еще мы применяли свои технологии. Скажем, поддевки (мужская верхняя одежда), которые носили русские крестьяне, шили из сукна, а мы вязали их из веревки, причем на старых вязальных машинах, не на современных.
Вы работали прежде с Погодиным?
Надежда Васильева: Нет. С Олегом дружил мой муж.
А костюмы для сказок вам доводилось делать?
Надежда Васильева: Впервые! У меня ведь сплошной "мрачняк".
Кем стали ваши с Алексеем Балабановым сыновья?
Надежда Васильева: Младший, Петя, художник-постановщик. Недавно был моим помощником на фильме Дмитрия Месхиева. А сегодня у него первый съемочный день на картине "Крошка", в Кронштадте, уже самостоятельная работа. Молодая группа, дебют у режиссера, оператора. Тяжелое современное кино.
Старший, Федя, тоже в кино. У него хорошие математические мозги, он окончил Санкт-Петербургский экономический университет (ФИНЭК) с красным дипломом. На днях в Москве и Петербурге состоялась премьера "Стрельцова", он работал скриптом -супервайзером (первым ассистентом) у режиссера Ильи Учителя.