Владимир Иванович, ваш музей всегда активно участвует в Форумах регионов Беларуси и России…
Владимир Прокопцов: И нынешний год не исключение. Мы специально подготовили выставку, посвященную 75-летию Великой Победы. В экспозицию вошли работы как белорусских художников, так и русских мастеров, например Валентина Сидорова, Алексея Пахомова.
Не так давно вы презентовали альбом, посвященный знаменитому пейзажисту Витольду Бялыницкому-Бируле, имя которого также неразрывно связывает Россию и Беларусь.
Владимир Прокопцов: Витольд Каэтанович - один из самых известных наших художников, родился в Беларуси, жил в России в Тверской области, где в 1913 году купил землю и построил дачу "Чайка", ставшую сегодня уникальным домом-музеем. Исследованием его творчества и жизни я занимаюсь давно: в 2012-м вышла первая небольшая книжка, затем при финансовой поддержке Союзного государства появилось издание "И вновь зацвела весна", посвященное художнику. А в рамках Дня белорусской письменности в этом году мы подготовили и представили настоящий фолиант - альбом "Витольд Бялыницкий-Бируля", где разместили репродукции произведений из Третьяковской галереи, Тверской картинной галереи, из коллекции нашего музея, Белыничского районного музея и Могилевского областного художественного музея им. П. Масленикова. Получился очень солидный альбом, но издание уникально не только объемом представленных репродукций - в нем более подробно раскрыта биография художника, в частности опубликованы недавно обнаруженные документы о дворянском происхождении рода Бялыницких.
В этом году Беларусь также отмечает 150-летие художника Фердинанда Рущица…
Владимир Прокопцов: Судьба Рущица в чем-то похожа на жизнь Бялыницкого-Бирули: родился он в Беларуси, был дворянином, имел герб, учился в Петербурге у Шишкина и Куинджи, затем вернулся на родину, поселился в деревне Богданово, сейчас это Воложинский район, там и скончался. 5 ноября в нашем музее откроется выставка, посвященная этому известному и плодовитому мастеру. К сожалению, пандемия коронавируса скорректировала планы, и мы не сможем показать произведения из музейных фондов соседних государств. Поэтому решили экспозицию построить таким образом, чтобы представить учителей живописца, его окружение - сокурсников по Петербургской академии художеств, а также учеников. Кроме того, выставим и произведения современных белорусских художников - наследников Рущица, которые были написаны во время пленэра на родине мастера, в Воложинском районе.
Удается ли вам при таком уровне занятости выкраивать время на собственное творчество?
Владимир Прокопцов: В выходные дни, как правило, работаю в мастерской. Как художник сейчас я завершаю две работы с летнего пленэра к 150-летию Рущица, а как искусствовед - пишу о нем книгу, она должна выйти к юбилею. Также готовлю свою персональную выставку в Лепельском районном краеведческом музее. Вообще, мне катастрофически не хватает времени: за пять лет нужно завершить создание музейного квартала в Минске, и к этой дате мы задумали издать масштабный труд - презентовать всю коллекцию Национального художественного музея.
Это даже трудно представить...
Владимир Прокопцов: Мы посчитали: понадобится 13 объемистых томов. Плюс я стараюсь не только руководить, но и кисточку не забрасывать далеко, и писать работы по искусствоведению, чтобы перо не заржавело. Пишу от руки, чернилами, мне нужен тактильный контакт с бумагой... Я получил хорошее образование в Институте искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Беларуси и как художник на художественно-графическом факультете, и мне хочется какие-то свои мысли и чувства высказать на полотне и на бумаге. Также я стараюсь продвигать белорусских художников, незаслуженно забытых по тем или иным причинам: сейчас готовлю с сотрудниками музея труды об Акиме Шевченко, Константине Хорошевиче. Скучать некогда.
Как вам удается сохранять такую работоспособность?
Владимир Прокопцов: Движет мной именно работа, вернее, мысль о том, сколько еще нужно сделать.
Вас можно встретить в метро - принципиально не пользуетесь служебным авто?
Владимир Прокопцов: Я за экономию и бережливость: деньги, поступающие в музей, нужны для организации выставок. Было бы неэтично пользоваться служебным транспортом, и потом, я человек непривередливый. И чем активнее я двигаюсь сам, тем активнее двигаю музей.