05.10.2020 15:28
Общество

Пуск многоразовой ракеты "Амур" намечен на 2026 год

Текст:  Наталия Ячменникова
"Роскосмос" и РКЦ "Прогресс" (входит в Госкорпорацию "Роскосмос") заключили госконтракт на эскизное проектирование по созданию на космодроме Восточный космического ракетного комплекса с первой российской многоразовой ракетой на метане "Амур".
/ REUTERS/Kirill Kudryavtsev
Читать на сайте RG.RU

Ранее в тендерной документации, опубликованной на сайте госзакупок, сообщалось, что ракета "Амур" будет двухступенчатой, ее первая ступень сможет использоваться как в многоразовом, так и в одноразовом варианте. Носитель сможет выводить на орбиту до 12 тонн нагрузки на опорную орбиту без спасения первой ступени и 9,5 тонн с многоразовой ступенью. В новой ракете будет при необходимости использоваться разгонный блок "Фрегат" из состава ракет-носителей серии "Союз".

Как будет выглядеть сверхтяжелая ракета для Луны "Енисей"

Новая ракета получит взлетную массу около 360 тонн, ее высота будет достигать 55 м, диаметр составит 4,1 м. Себестоимость запуска новой российской метановой ракеты-носителя "Амур" с возвращаемой первой ступенью и без разгонного блока составит 22 млн долларов. Предусматривается, что блок первой ступени будет использоваться до десяти раз.

Себестоимость запуска ракеты "Амур" без посадки блока первой ступени и ее повторного использования и без применения разгонного блока, который позволяет выводить спутники, например, на геостационарную орбиту, должна составлять не более 30 млн долларов. Без возвращения первой ступени, но с разгонным блоком - не более 35 млн долларов. Стоимость пусковой услуги новой ракеты - приоритетный момент при ее разработке. Надо сказать, что коммерческая ракета под заданную стоимость запуска создается в отечественном ракетостроении впервые.

Надежность многоразовой ракеты-носителя "Амур" на метане будет доведена до 0,99. Как сообщил ТАСС исполнительный директор Роскосмоса по перспективным программам и науке Александр Блошенко, для большинства существующих в мире ракет космического назначения показатель надежности не превышает 0,98 (отражает процент нештатных ситуаций от общего числа стартов носителя).

По подсчетам отраслевых институтов, деталей в ракете "Амур" будет минимум в два раза меньше, чем в серии ракет сходного класса "Союз-2" - 2 тыс. деталей в "Амуре" против 4,5 тыс. деталей в "Союзах". "Это важно с точки зрения надежности, а мы бы хотели, чтобы у нас ракета была безотказной, как автомат Калашникова", - отметил Блошенко.

Предполагается наличие форсажного режима для двигателей первой ступени, что позволит реализовать схему так называемого горячего резервирования: при выходе из строя одного из двигателей остальные в автоматическом режиме нарастят свою мощность, чтобы обеспечить продолжение полета". На первой ступени ракеты планируется разместить пять метаново-кислородных двигателей.

На новой российской космической станции будет модуль для четырех туристов

Ракета-носитель среднего класса "Амур" будет обладать рядом технических особенностей, наиболее полно отвечающим мировым тенденциям и требованиям разработчиков. В частности, в конструкции ракеты будет проработана возможность применения передовых технических решений и материалов: глубокое дросселирование второй ступени, увеличенный головной обтекатель, топливные баки из композиционных материалов, использование новых сплавов и др.

По предварительным расчетам, создаваемый комплекс может начать проведение летных испытаний уже в 2026 году. Он призван осуществить поэтапную замену действующего семейства ракет-носителей "Союз-2".

Первый пуск многоразовой российской ракеты "Амур", как планируется, будет сразу со спутником.

Космос Амурская область "Роскосмос" Дальний Восток