Мероприятие собрало около 150 участников - ведущих экспертов индустрии радио, представителей крупнейших российских радиохолдингов и академиков РАР. Они обсудили последствия пандемии и ее влияние на индустрию радио в России, управление станциями в изменившихся экономических условиях и новые возможности FM-диапазона в регионах. Всего в стране три тысячи радиостанций, из которых 400 - собственного программирования (ориентирующиеся на местную аудиторию). В Сочи работает 18 радиостанций, из них собственного программирования - одна.
- В Сочи ситуация усугубилась тем, что большая часть наших рекламодателей занимается организацией массовых мероприятий: концерты, спортивные события и другие развлечения, которые были отменены. Есть рекламодатели из сферы общепита, но в пандемию эти заведения закрылись, - рассказала "РГ" руководитель сочинской радиостанции "Макс FM" Оксана Чагай. - К тому же к нам не приходят с крупными федеральными проектами и большими бюджетами из-за того, что Сочи не миллионник. Падение рынка стало значительным: радио потеряло до 60 процентов своих доходов.
Оксана Чагай отметила, что начало года было успешным, в январе, феврале и марте был заметен ощутимый рост, что впоследствии позволило удержаться на плаву за счет накопленного ресурса.
- Главное, что нам удалось сохранить команду, - продолжила руководитель сочинской радиостанции. - Мы не потеряли ни одного человека, у нас на радио работают 12 сотрудников, а всего в медиахолдинге - около 80. Кроме того, удалось получить господдержку. Сейчас по объему продаж мы вернулись к показателям аналогичного периода прошлого года. Но, к сожалению, этого нельзя сказать о конечной стоимости рекламного продукта. Она значительно упала, почти на 20 процентов. Мы вынужденно идем навстречу рекламодателям, ведь у многих образовались крупные долги, но не до такой степени, чтобы ронять рынок. Наша стратегия - лучше продавать меньше, но дороже, а не заполнять эфир рекламой. Мы думаем о своих радиослушателях.
Когда отменили ограничения, некоторые рекламодатели очень быстро на это среагировали. По словам Оксаны Чагай, значительное оживление наблюдалось на рынке стройматериалов. Многие стали приводить свои квартиры в порядок, достраивать частные дома. Оживились онлайн-продажи и сервисы доставки. Те отрасли, которые не просто выжили, но и начали расти, стали для радиостанций спасительной соломинкой. Заведения общепита развернули рекламные кампании, как только смогли работать. Пока отсутствует реклама зрелищных мероприятий. Летом в Сочи обычно была большая активность в этой сфере, но не в этом году.
Курортный сезон еще продолжается, и радиостанции надеются на положительные изменения. Даже непростой 2008 год сочинские радийщики пережили лучше, ведь на курорте уже начались большие стройки и подготовка в Олимпиаде-2014. В разгар ограничений работать было гораздо сложнее. По мнению экспертов, сейчас ситуация в отрасли, конечно, не такая, как хотелось бы, но все-таки она близка к нормальной.
По словам президента РАР, генерального директора Российской телевизионной и радиовещательной сети Андрея Романченко, падение цен на нефть и курса рубля поставили в первом квартале под сомнение даже самые осторожные прогнозы относительно роста рынка радиорекламы. Продажа рекламы по сравнению с прошлым годом существенно сократилась, а в некоторых регионах прекратилась полностью.
- Введенные по всей стране ограничительные меры резко ослабили потребительский спрос. Снижение спроса парализовало активность рекламодателей. В марте доходы радиокомпаний упали на 25 - 30 процентов, - отметил Романченко. - В мае доходы крупнейших национальных радиовещателей по отношению к прошлому году сократились вдвое.
По его словам, ситуация в российских регионах оказалась еще сложнее. Падение доходов от рекламы там составило от 70 процентов до полного обнуления.
Как отметил вице-президент РАР Александр Полесицкий, быстрое восстановление отрасли не прогнозируется.
- В сфере радио, наверное, раньшечем через два года восстановления ждать не придется, - объяснил он. - Сейчас задача - стабилизироваться на новом уровне и в новом качестве. Радио может выдержать в конкурентной борьбе не только благодаря технологиям. Оно должно быть интересным и актуальным.А вот телевидение во время пандемии коронавируса увеличило свою аудиторию более чем в два раза.
- Люди переключили внимание на интернет и телевидение, - отметил Андрей Романченко. - Сайты ведущих СМИ увеличили свою аудиторию до 100 миллионов заходов. Телевидение и онлайн-киносервисы за карантин нарастили аудиторию на 53 процента. В самоизоляции люди включали телевизор чуть ли не на весь день в качестве фона, и телевидение в этом плане стало прямым конкурентом радио.
Также он добавил, что в пандемию был зафиксирован рост интереса к программам региональных телеканалов в три-четыре раза. Слушатели стали чаще включать информационные радиостанции, а музыкальные - реже. Хотя музыкальные предпочтения не изменились.
Кстати, в этом году в России частные радиостанции празднуют 30-летний юбилей. В 1990 году появились первые негосударственные станции, существующие на доход от рекламы.
Юрий Костин, вице-президент Академии радио:
- С экономической точки зрения радио - одно из самых уязвимых медиа, потери могут превышать 30 процентов. Между тем предыдущие кризисы показали, что радиоиндустрия восстанавливается быстрее других. Радио осталось востребованным как в эфире, так и на онлайн-платформах. На деле цифры оказались не столь пугающими: ежедневный охват аудитории по федеральным округам России в первом полугодии 2020-го по сравнению с показателями прошлого года уменьшился на 5,7 процента.